|
Июнь 2012г
Стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
Не прячьте сыновей,
ведите к людям!
Наталья Ефременкова отвечает за работу
с детьми в Автозаводском районном правлении ВОИ. Из 5790 членов организации на
учете состоят 179 детей с инвалидностью.
За активную работу с молодежью Н.Н. Ефременкова не раз награждалась почетными
грамотами и благодарственными письмами
- Наташа, ты – один из самых активных руководителей
детского сектора в первичках
местной ВОИ. Как получилось,
что ты, молодая женщина, отдала все свое время, все силы
детям-инвалидам?
- Не сделаю открытия, если
скажу, что всеми нами прежде
всего двигают личные причины.
Мой собственный сын - инвалид,
ребенок с родовой травмой. И
помогая росту и развитию личности в каждом из ребятишек
нашей Автозаводской организации, я прежде всего учусь растить сына.
- Получается: Наталья Ефременкова стала опорой автозаводских детей-инвалидов
от безысходности?
- Совсем не так. Когда я осталась с Сережей одна, потому что
его папа не видел смысла вкладываться в ребенка-инвалида, я
задалась вопросом: как развивать сына? Неужели рост таких
детей не волнует и общество?
Узнала телефон Автозаводской
организации ВОИ. А когда пришла к председателю Валентине
Александровне Кравченко, то
увидела, что у нее целая очередь
из таких, как я. Да, она каждому
готова дать совет, помочь и словом и делом… Но почему одна?
Оказалось, у детского сектора
районной организации не было
руководителя. Ну, мы все, мамочки, конечно, с претензиями:
как так нет руководителя, почему… А Валентина Александровна
говорит: «Возьмитесь вы! Работа
не оплачиваемая, на добровольных началах, но жизненно всем
нам необходимая».
- И ты, Наташа, отважилась:
«Если я гореть не буду, если
ты гореть не будешь, если мы
гореть не будем, кто ж тогда
рассеет тьму?»
- Именно так и было. Я действительно подумала: надо же,
никого нет! Но ведь если и дальше никого не будет, то ничего и
не будет! Работа с нашими детьми не в радость нам самим? Тогда кому другому она радостнее?
Тем более, что время у меня
было. После того, как сыну поставили диагноз, я ушла из цветоводов-декораторов - до этого
много лет работала в хозяйстве
по озеленению. Ушла, потому что
очень надеялась: поставлю сына
на ноги, если буду рядом.
- Судя по тому, как растет
твой Сергей, по тому, что он
умеет, надеялась ты не напрасно. Только сомневаюсь,
что с приходом в общество у
тебя появилась возможность
уделять сыну больше времени.
- Это верно. Работы у нас – с
головой. Не закрывай двери –
мамочки будут идти, кажется,
круглые сутки. Кому-то нужна
юридическая помощь, кому-то
материальная поддержка. У одного потребность в деньгах на
протезы или инвалидную коляску, другой рассчитывает на содействие в устройстве в садик, в
школу. Мы привлекаем спонсоров, организуем подарки, разносим по домам. Обзваниваем, обходим, приглашаем… Проводим
много тематических утренников.
Собираем деток на чаепития, на
елки, на календарные праздники.
Проводим экскурсии, встречи…
- Вот здесь вашим собственным детям как главным
помощникам – огромное поле
деятельности.
- Я стараюсь показать сыну
все, что знаю и умею сама. И без
всяких комплексов учусь вместе
с ним тому, что преподают ему
в творческих коллективах. У нас
с ним много почетных грамот,
благодарственных писем. Поделками, которые он смастерил
в клубе «Теремок», можно оформить целую стену. А когда у него
«не получалось» в фольклорном
коллективе и руководитель предложила мне посещать занятия
вместе с ребенком, у меня даже
мысли не возникло возразить.
Вслед за мной в хоровод встали
другие мамы.
- «Теремок» - это, судя по
всему, клуб по месту жительства. Как приняли в обычный
дворовый клуб ребенка с тяжелым диагнозом?
- На удивление легко приняли.
Я узнала о клубе от знакомых.
Помню, вслух загрустила: «Везет
здоровым детям!» А мне в ответ:
«Да вы подождите горевать, сходите к заведующей «Теремка»
Леонтьевой. Она – педагог от
Бога!» Преодолела себя, пошла.
Анна Михайловна Леонтьева
сказала мне: «Приводи, посмотрим». Первое же посещение
вызвало такой эмоциональный
подъем, что я твердо решила:
буду водить, каких бы моральных
и физических сил мне это ни стоило. Тем более, что кружки бесплатные. Только краски покупаем да еще кое-какие расходные
материалы. Мальчик мой спустя
год сам попросился к Инессе
Юрьевне Мельниковой в изокру-жок. Третий год у нее занимается. Почерк становится лучше, с
детишками с каждым днем активнее общается.
- Не следует ли из этого, что
проблемы развития детей с
ограниченными физическими
возможностями часто – в бездеятельности их родителей?
- Еще как следует! Главной
своей задачей в ВОИ я считаю
убедить мам и пап не прятать
сыновей и дочерей-инвалидов.
И если мы будем катать наших
малышей в колясках по улицам
так же, как всех младенцев, если
приведем их в дворовую песочницу, если посадим обедать в
кафе за один стол со здоровым
ребенком, взрослые перестанут
коситься. Именно взрослые - родители, понимаете? Потому что,
например, дошколята воспринимают ровесника-инвалида так
же, как и здорового товарища по
играм. Природная мудрость говорит им, что это просто «другой»
человек, не во всем похожий на
него. И я убеждаю мамочек: ведите в театр, в цирк, на концерт.
Воспринимает медленнее, чем
сосед по ряду? Ведите во второй
раз, в третий, в десятый… Благо,
государство нам дает льготы, и
на концерт мы можем сводить
ребенка бесплатно.
- Знаю, что ты, Наташа, еще
и возглавляешь родительский
комитет в школе № 162.
- Это школа восьмого типа.
Здесь учится мой ребенок и такие же дети, как он. Задачи у
школы – практически такие же,
как у любого другого подобного учреждение. Главная: работа
над формированием образовательно-воспитательной среды,
способствующей духовно-нравственному и физическому развитию, а также социализации
ребенка через познавательную
деятельность в условиях эффективной работы школы.
- Судя по всему, и родительский комитет тоже «обычный»:
качество завтраков, дежурство на праздниках и около
школы, посещение неблагополучных…
- Все так и есть. Только немного спокойнее, чем в обычных
школах, наверное. Питание у нас
очень качественное, санаторное,
без йогурта-банана редкий день
обходится. Праздники настолько
захватывают и участников, и зрителей, что редко кому приходит в
голову шалить. Недавно ростовых
кукол, на которых наши девочки
шьют костюмы, показывали в центральном парке – так гуляющие
окружили и стояли, разинув рот.
Ансамбль «Ваталинка» у нас отличный – находим для него и силы,
и спонсоров. И по домам, конечно,
родительский комитет ходит, смотрит, как детишки живут.
- С сотрудниками социальной защиты поддерживаете
добрые отношения?
- Это вообще люди великого
терпения. У нас в здании районного социального центра - это
в начале улицы Дьяконова – реализуется целое направление
работы с такими детьми. Мы посещаем там творческие кружки,
проходим курс трудотерапии.
Каждое лето для наших детей на
территории Центра организуют
лагерь дневного пребывания с
прекрасным санаторным питанием. В 2011-м впервые организовали совместную смену со
здоровыми детьми. Очень переживали и мы, и их родители. Как
они смогут вместе с восьми часов до шестнадцати тридцати?
Оказалось: прекрасно могут! А
если заспорят или щелкнут друг
друга, то не потому, что другой
инвалид, а потому, что это дети!
- Социальные структуры сегодня ведут много программ
по поддержке незащищенных.
Некоторые из них - уникальные.
- Мне кажется, наши родители особо благодарны за работу
психологов. Психолог проводит
занятия не только с детьми-инвалидами, но и с их родителями.
Лет пять-шесть назад о таком мы
и не мечтали. А ведь это исключительно важно - знать, что происходит с твоим ребенком, понимать его настроение. Нас учат
помогать детям преодолевать
личные проблемы и преодолевать свои собственные страхи за
детей. Вот это последнее, пожа-луй, самое трудное. Соцзащита
сегодня организует интересные
семинары с участием медиков,
педагогов, работников сферы
обслуживания. Нам давали советы и по школьной программе.
Генетик проводил беседу, связанную со здоровьем. Парикмахеры и стилисты рассказывали
о том, как одеваться, причесываться, накладывать макияж. Для
родителей, некоторые из которых так и живут с детьми в четырех домашних стенах, это «выход
в мир».
- Не могу не спросить о важном, Наташа. Сегодня ты такой позитивный человек. Ты
благодарна миру за самые
малости, которые приподнимают ваших деток над бездной отчаяния и одиночества.
Увлечена заботами о сыне,
радуешься любым подвижкам
в его освоении мира. Но почему все силы – сыну? Ты сама
– молодая женщина, могла
бы учиться, делать карьеру,
общаться с красивыми людьми... Ведь когда-то ребенку
исполнится восемнадцать, и
иссякнет ваш главный источник существования - его более
или менее приличная пенсия.
За «взрослую» группу инвалидности ему столько платить
не будут. А тех тысячи-полутора тысяч рублей, которые
ты получаешь и будешь получать за уход, хватит лишь на
три батона в день на двоих: по
булке на завтрак, обед и ужин.
- Это самая горькая истина, с
которой сталкиваются все семьи
с детьми-инвалидами. Но сначала я попробую ответить на первую часть вопроса.
Когда я была совсем юной
и читала или видела информацию о детях-инвалидах, то очень
пугалась. Говорила: только не
мне! Я не справлюсь, не выживу! Чего боялась, то Бог и дал.
Жизнь решила показать: выживу
и справлюсь. И не наказание это
вовсе, не испытание, а урок. Мой
труд, мой крест. Мне такое благословение. Бог дает каждому
столько, сколько он может понести – не больше, не меньше.
Значит, для такого ребенка нужна именно моя сила. И сейчас я
живу им, думаю только о нем. Не
своим будущим, не о себе, как
о человеке, теряющем какие-то
возможности. А только об этом
подаренном мне Богом ребенке.
И чувствую, что это правильно.
Каждый человек – индивидуальность. И независимо от диагноза
врачей нужно эту индивидуальность развивать.
- Но жизнь семьи с ребенком-инвалидом в самом деле
делится на две неравные части.
- У маленького еще есть надежда. У взрослого – часто только «дожитие». Многое зависит от
степени ограничения возможностей инвалида. Родителям тех
детей, у кого есть еще и тяжелая
умственная отсталость – совсем
трудно. И лучший вариант здесь
– остаться в родной семье с мамой-папой.
Но уже сегодня половина, например, наших с Сережей доходов – больше четырех тысяч
- уходит ему на лекарства. Заменить их на более дешевые не
получается, у них слишком много
побочных эффектов, мальчику
становится хуже. Государство
выделяет нам субсидию на квартиру, ЕДК, ЕДВ… Но ведь жить
и платить все равно надо. Сын
растет, ему нужны одежда, продукты питания… Деньги нужны
на обследования – чтобы воспользоваться бесплатными, нужно простоять в очереди столько,
что и смысл в обследовании уже
пропадает.
- Растить детей всегда непросто. Материнские слезы,
страдание, обида, разочарование – все это хоть и не главное в воспитании, но в порядке вещей. А растить ребенка
без будущего – во сто крат тяжелее.
- Конечно, души изранены материнские. Очень тяжело бывает. Даже от того, что не знаешь,
как на его каприз или желание
ответить. Но я думаю, мы растим миру очень важную составляющую. Мы и наши дети нужны
обществу, чтобы человечество
не забывало слова «сочувствие».
Не дети, а общество у нас больное. Поэтому Бог посылает нам
благословение – вот этих самых
малышей. И именно поэтому нам
ни в коем случае не надо их прятать. Если человек не научится
жалеть котенка и щенка, если не
увидит в инвалиде равного, ему
не понять самого себя.
- Ты с таким почтением говоришь о Боге…
- Да, мы ходим в церковь. «Не
запрещайте детей приводить ко
мне!» - это слова из Библии. Сережа посещает воскресные служения. Наверное, поэтому у меня
такое позитивное мировоззрение. Помолишься – успокоишься. И меняемся поэтому и он, и я. Лариса БУГРОВА |
|