быстрый переход к контенту, меню сайта, карте сайта
  Карта сайта АНО газета "Здравствуйте, люди!"


Август 2012г
Стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
август 2012 стр 11 Здравствуйте, Люди! газета ВОИ Нижний Новгород

Икар

Валерий Холодов, нижегородец, сотрудник отдела оперативного контроля Автозаводской налоговой инспекции. С 1985 года начал заниматься дельтапланеризмом. В 1988-м во время полета получил травму позвоночника, но свое увлечение не оставил.
Несмотря на костыли, продолжал летать.
Более того, поступил в университет, получил новую интересную работу, воспитывает сына. В День независимости с флагом России парил на своем дельталете над площадью Минина, и ему салютовал Нижний Новгород

Валерий, сейчас так мало пишут о людях, которые возвращаются в увлечениеотнявшее здоровье. Это факт редкий. Почему вы не бросили небо?
- Так ведь человек как живет? Без воды может три дня, без пищи – пару недель. А вот без впечатлений – ни секунды, ни мгновения.
Именно эти-то впечатления и надо собиратьпринимать, чувствовать и благодарить за них Создателя. Кажется, это по Гурджиеву и Успенскому. Читал у них где-то.
- Но впечатления впечатлениям рознь.
Важно, чтобы жизнеутверждающие мотивы главенствовали над болезненными - над теми, что напоминают о рухнувших надеждах.
- А ничего особо у меня и не рухнуло. Перенесенное отчаяние закалило. Помогло понять истинные ценности, когда на пути посчастливилось встретить Удачу.
- Но Удача идет лишь к тем, кто ее заслужил. Так вот и давайте все по порядку.
Может быть, кому-то поможет ваш жизненный опыт. Родился, учился, служил…
- Я из рабочего поселка. Родился в Сормове, потом переехал на Автозавод. После восьмого класса - авиационный техникум имени
Баранова. Служил в армии в Монгольской Народной Республике, в местечке Чойбалсан.–
2,5 тыс.км от Улан-Батора.
- С одной стороны город, с другой пески - до горизонта. Для городского мальчишки, наверно, убийственный ландшафт.
- Жизнь в армии вообще – особый ландшафт. Это колоссальный опыт для становления мужчины. Поэтому после демобилизации я пришел на авиационный завод как полноправный член коллектива. Начинал в конструкторском бюро чертежником, потом стал инженером-конструктором. К тому времени уже закончил три с половиной курса радиофизического факультета Нижегородского университета имени Лобачевского.
- А дельтаплан? Когда настигла эта любовь?
- Почти сразу, как появился на заводе. Както к нам приехали ребята из МАИ – Московского авиационного института и сразу вопрос:
«Ты в заводском спортклубе «Сокол» занимаешься?» Так я узнал, что при нашем авиазаводе есть дельтаклуб.
- Что это было, шанс отличиться? Доказать, что и ты не лыком шит.
- Еще какой шанс! А потом затянуло, уже никому ничего не хотелось доказывать. Хотелось лишь получать и получать впечатления.
Они в самом деле очень яркие, красивые. Закат, облака, горизонты, ночные огни… С земли такого не увидишь.
- Но ведь любое серьезное дело процентов на девяносто состоит не из впечатлений, а из жестких, порой, нудных обязанностей.
- На девяносто – это, пожалуй, чересчур.
Летные, клубные занятия в самом деле состоят из ряда дисциплин: купольная акробатикапрыжки с парашютом для начинающих… У нас было отдельное четырехэтажное здание на Чаадаева. К сожалению, сейчас его забрали:
наш авиационный сбросил с баланса все, что не имело прямого отношения к производству.
- И все-таки поясни, что такое дельтаплан? Как звучит сама формулировка?
- Это сверхлегкое безмоторное воздушное судно - крыло, с несущим силовым каркасом и системой подвески пилота. Имеет формусхожую с буквой «дельта». Управляется смещением центра тяжести из-за перемещения пилота.
- Это если бы для наклона самолета влево всем пассажирам надо было бы перебежать на левую сторону салона.
- Примерно так, - улыбается Валерий…
- …Мы с вами очень долго молчим. Вы ждете, что я сама спрошу о травме?
- Ну, о травме, так о травме. 23 апреля 1988 года во время полета мой дельтаплан потерял скорость и воткнулся в склон. Сам виноват: хотел набрать побольше вешек – выше взлететь. Там, в Кузнечихе, где мы леталиесть провал воздушный. Высота получилась небольшая, я не успел даже перевернуться - землю встретить ногами, как положено по правилам. Сознания не терял, почувствовал лишь тупую боль. Подумал сразу о матчасти:
развалил дельтаплан! Трубы поломаны, парус разорван. Он клубный, «Тайфун» называется.
Мы сами его шили. Такая потеря!
- Такая потеря?! Валера, о чем вы говорите? Вы «сломались» – вот потеря! На тренировках обычно дежурит доктор?
- Постоянно. Валера Васин, один из нашихдельтапланерист. Он первым подбежал. Не разрешил ребятам меня трогать, перетаскивать. Чуть поровнее только положили до приезда «скорой».
- А случаи со смертельным исходом в нашей области бывают?
- В 2011 году двое разбились. Наши парнилетели утром из Козино в Богородск.
- Кто вас «собрал»?
- Доктор Фраерман и доктор Каюмов из ГИТО. Полгода реабилитации в институте травматологии и ортопедии. И я начал заниматься на спорттренажере - качелях Юлина.
Их разработчик – учитель физкультуры из Дзержинска Юрий Алексеевич Юлин. Там без нагрузки на позвоночник оттягиваешься сверху. Если с умом заниматься, можно добиться стойкой реабилитации при травмахгрыжах позвоночника.
- Вы – собиратель впечатлений. Не рассердитесь, если опять вернусь в те дни?
Скажите, что испытывает человек, осознавший такое случившееся?
- Всей тяжести последствий сразу не осознаешь. Только спустя месяцы, а то и год - другой начинаешь понимать. …Понимать, что это навсегда. И что дело не столько в том, что надо физически реабилитироваться. Нужно настраиваться на жизнь в травме!
- Вас поддерживали друзья, любимая женщина.
- Очень поддерживали. Поэтому уже через год после того, как сломался, в ту же дату 23 апреля я на больших костылях снова был с ребятами. В этот день я с трудом, но выехал в Богородск на дельтадром. И продолжил занятия в том же ключе. Только уже не на дельтаплане, а на дельталете: с двигателем, с винтом, по-самолетному: с площадок. Еще через год в 1989-м уехал в Богородск облетывать новые машины.
- А чем дельталет отличается от дельтаплана?
- Дельтаплан взлетает, когда бежишь с горы или когда тебя разгоняют на буксире.
Дельталет – это дельтаплан с силовой установкой (мотодельтаплан), который взлетает и приземляется на собственном шасси.
Одно- или двухместное воздушное судно с крылом дельтаобразной формы. Управляешь им не за руль – как машиной, и не ногами, и не штурвалом по-самолетному. А за конструкцию, по форме напоминающую трапецию, за нее и держишься. К себе поворачиваешь – набираешь скорость и снижаешься, от себя – замедляешься и взмываешь вверх. Ход еще регулируется двигателем. Садишься в модуль – это такая тачка! Если она двухместная, то чуть выше за тобой или рядом садится штурман. Заводишь двигатель, прогреваешь.
И с помощью толкающего винта, пробежав на собственных колесах с полсотни метроввзлетаешь. Трапецию - плавно от себя (в самолете, кстати – наоборот) и начинаешь набирать скорость и безопасную для полета высоту. Чем меньше высота, тем опаснее. При 200 метрах над землей уже можешь маневрировать и при отказе двигателя нетрудно спланировать без травм.
- Ну вот и виртуально полетали. Слава Богу, сели благополучно. У вас, мой пилот, есть спортивный разряд по дельтапланеризму?
- Второй разряд. Это около 80 часов самостоятельного налета. Для сверхлегкой авиации это нормально.
- А самостоятельно научиться летать можно?
- Сообщество летное против такого подхода, но некоторые пытаются сами. Нормальное управление почти рефлекторное, а в начале летного опыта состояние пилота близко к ступору. Необходимость контролировать кучу неосвоенных и взаимно влияющих (и не всегда логично) параметров и при этом не иметь права на ошибку - задачка непростая. Потратиться на инструктора или рискнуть - как минимум своим аппаратом - выбирать вам.
- А то бы на дачу, на пляж, над шоссе с пробками…
- Скорее всего, вас ждет разочарование.
Не то, чтобы это было совсем невозможно. Но мало кого устроит условие «никакой гарантии на возможность вылета». А именно так обстоит дело. Точнее «почти никогда днем» и «только иногда вечером или утром». Полет в глухие места чреват еще и проблемами в случае поломки или вынужденной эвакуации.
- Ну вот, не дал расправить мне крылья.
Тогда вернемся «на маршрут». Итак, вы отправились облетывать новые машины.
- «Тайфун», на котором я воткнулся в горумы восстановили. А потом стали разрабатывать другой аппарат «Экспресс», 2-местный.
Решили сделать такой, на котором поменьше было бы травм. Ведь когда человек взлетаету него глаза в пять копеек. А на «Экспрессе» можно было летать с инструктором, учиться по-настоящему. И первый в жизни самостоятельный вылет у меня был именно после травмы – в 1998 году.
- Пытаюсь сформулировать: позыв вернуться не просто в опасную для жизниа перебившую судьбу ситуацию – это клин клином?
- Думаю, все очень просто. Я ничего другого не умел. А здесь мне все знакомо. И тут меня поддерживали, понимаете? Не смотрели как на инвалида.«Ты готов к полету. Ты же учился. Все знаешь!» Что мне оставалось со сломанным позвоночником? Шить тапки? Я шил! Такие знаете, носы – коты с опушкой.
Много, между прочем, пошил – тысячи пар.
- Но ведь вы в это же время и крылья шили, Валера.
- Это правда. В 2003-м я стал шить паруса для дельталетов. За время работы в дельталетном звене сшил 7 крыльев. Крыло это внушительный кусок ткани - 17-19 квадратных метров, скроенный точно по лекалу. Ошибка в размерах допускается в 3 мм, не больше.
Чтоб летательный аппарат был устойчивыйхорошо шел, нужно четко соблюдать круткупрофиль. Материал тоже не простой - лавсановый дакрон, армированная ткань.
- На чем же шьют такое чудо?
- Для изготовления изделия нужна серьезная швейная машина с хорошим «вылетом».
Первая у нас была чехословацкая «Миневра».
Мы ее с командиром Валерой Воробьевым купили старенькую у какого-то парня из гаража.
Очистили, смазали, запустили, подстроились.
Я под нее - а она под меня.
- Но ведь это огромная ответственность - сшить безопасное для себя и товарищей крыло. Мне казалось, этим занимается компьютер.
- Многие нащи дельталеты - это ручная штучная работа. Дельталеты наши назывались «Экспресс». Они именно нижегородской постройки. Проектировались у нас Дементьевым и Воробьевым. И строились нами. В то время это была одна из лучших воздушных «тачек» российской сборки.
Лариса БУГРОВА
Продолжение в следующем номере

Газету можно выписать через сайт Почты России с доставкой на дом. 
Подари родителям подписку! Подписной индекс ПР710. 

Главный редактор Владимир ДолговО газете «Здравствуйте, люди!»: Адрес редакции 603076, Нижний Новгород, пр. Ленина 54а к 216, 8(831)2505343, gazeta-social@yandex.ru
Давайте сотрудничать!

Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Приволжскому федеральному округу. Свидетельство ПИ № ТУ 52-0171 от 6 августа 2009 г. Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. Подписной индекс ПР710
О сайте invamagazine.ru: Copyright©2007-2022. All rights reserved
WebMastering AnisNN: admin@anisnn.ru


На предприятиях Нижегородского ВОИООО ПК «Инва Тех»


НОУ УПК «Нижегородец-Н» ВОИ
По вопросам размещения информации тел 8 (831) 2505343

Карта сайта | Поиск по сайту
Подшивка газеты «Здравствуйте, люди!» | Справочник Нижегородца с инвалидностью | Видеоблог «Нижний Новгород, взгляд снизу»