|
Декабрь 2011г
Стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
С надеждой
на будущее
Продолжение:
условиям безопасности зданий относится доступность зданий и сооружений для инвалидов и других
маломобильных групп населения.
Принципиальная новизна Закона состоит в том, что все
(и это было предметом основных
споров! Для решения этого вопроса потребовались поручения
и президента, и премьера) здания
должны быть спроектированы и
построены таким образом, чтобы
обеспечивалась их доступность
для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. А объекты
транспортной инфраструктуры
должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами,
предоставляемыми на объектах
транспортной инфраструктуры.
С августа прошлого года ВОИ
принимало участие в разработке
проекта Свода правил «Доступность зданий и сооружений для
маломобильных групп населения»,
который придет на смену СНиП
35-01-2001. Свод правил разработан в соответствии с принципами
Конвенции ООН о правах инвалидов. Впервые в российский нормативный документ введен новый
прогрессивный принцип «универсальный проект (дизайн)», который
заявлен в Конвенции как обязательный.
В настоящее время разработанный СП находится на
согласовании в Минздравсоцразвития и Минтрансе и, вполне вероятно, вступит в действие в начале
2012 года.
Весной этого года ВОИ совместно с Ассоциацией производителей
сервисных услуг на транспорте разработали «Стандарт качества обслуживания пассажиров с инвалидностью на воздушном транспорте»,
согласованный с представителями
общественных инвалидных органи
заций и транспортной авиационной
инфраструктуры: авиакомпанией
«Трансаэро» и аэропортом «Домодедово». Стандарт одобрен Ассоциацией «Аэропорт».
Этот стандарт соответствует
требованиям Федеральных авиационных правил РФ по обслуживанию пассажирских авиаперевозок;
требованиям и рекомендациям по
обеспечению прав инвалидов ООН
и Европейского сообщества; требованиям и рекомендациям авиационных властей Европейского сообщества и США.
А теперь о наших «внутренних»
вопросах.
Мы ставим задачу организационного укрепления ВОИ, обращаем
особое внимание на качественный
состав членов организации, их личную активность как важный фактор
повышения эффективности деятельности и роста авторитета ВОИ
в обществе, на повышение ответственности руководителей организаций за состояние дел.
Но динамика численности
членов ВОИ пока нас не радует.
Необходимо на всех уровнях серьезно отнестись к численному составу организации. К сожалению,
количество инвалидов в стране не
уменьшается. А у нас некоторые
организации, вопреки Уставу ВОИ,
вводят ограничения в приеме по
возрасту, по возможности чем-то
помочь организации, по состоянию
здоровья и т.п.
Хотелось бы еще раз напомнить, что ВОИ создавалась и действует как организация, защищающая и отстаивающая права всех
инвалидов. Устав не позволяет
ограничивать прием инвалидов в
организацию по чьей-то прихоти.
Однако некоторые организации
даже в свои уставы пытаются внести ограничения, например, по возрасту вступающих.
С численностью организации
тесно связано сохранение и развитие всей структуры ВОИ. К сожалению, число местных и первичных
организаций из года в год уменьшается. Понятно, что есть объективные сложности, связанные, в
частности, с расстояниями, трудностями с транспортом, подбором
кадров. Но инвалиды живут не только в центрах и крупных населенных
пунктах регионов, а повсеместно.
Там, где это понимают, число местных и первичных организаций не
только не уменьшается, а растет. В
то же время есть региональные организации, где местные организации созданы менее чем в половине
районов и соответствующих муниципальных образований.
Существуют серьезные проблемы, связанные с соблюдением
требований Закона о защите персональных данных при введении
электронного учета членов ВОИ.
Работу с госструктурами, и в первую очередь с налоговой службой,
по минимизации требований надо
продолжить.
Положительным моментом в
этой сфере стало то, что буквально
накануне съезда Госдума приняла
поправку к закону о «Социальной защите инвалидов», предоставляющую теперь местным
органам власти право помогать
общественным организациям
инвалидов. Это надо эффективно использовать.
Вопросы развития производственной базы и финансового состояния ВОИ. В последнее десятилетие вследствие ликвидации
налоговых льгот и преференций в
очень большой степени пострадали
предприятия, использующие труд
инвалидов. Физическое и моральное старение основных фондов,
низкая эффективность труда инвалидов – все это в конечном счете
привело к массовой ликвидации
рабочих мест для инвалидов, а в
ряде случаев - к ликвидации самих
предприятий.
Число наших предприятий сократилось с 867 до 730, а численность работающих на них с 15502
до 10234 тысяч человек.
И последний удар здесь был
нанесен введением новых страховых тарифов, где льготы для нас
практически ликвидированы. Да,
сейчас в рамках общего снижения
страховые тарифы уменьшатся до
20%, но надо добиваться, чтобы
нас приравняли к инновационным
предприятиям, имеющим самые
льготные тарифы.
Но есть и положительные моменты – в принятый 173-ФЗ об изменении Федерального закона «О
защите конкуренции», внесенный
правительством, вошла норма,
дающая право общественным
организациям на заключение
договоров аренды - и иных имущественных договоров - без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих
договоров. И самая последняя
новость – правительство поддержало подготовленный нами законопроект, по которому, во-первых,
органы власти получат право передавать помещения и имущество в безвозмездное пользование инвалидным организациям
и предприятиям организаций
инвалидов, а во-вторых, наши
предприятия будут приравнены
к малым предприятиям. Скоро
этот законопроект пройдет первое
чтение и, надеюсь, не будет проволочек с его принятием в целом.
Начиная с 2006 года, в рамках
статьи 33 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» из
Федерального бюджета по решению Правительства РФ ежегодно
предоставляются субсидии на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов.
Всего за эти годы ВОИ получило
около 1,5 млрд рублей, основными направлениями расходования
средств (все цифры есть в отчетах)
стали поддержка деятельности региональных и местных организаций
ВОИ, а также предприятий, использующих труд инвалидов. Финансовую поддержку по второму направлению получили 97 предприятий
ВОИ из 51 региона, а в рамках ФЦП
«Социальная поддержка инвалидов
на 2006-2010 годы» - 36 предприятий из 17 регионов. Было создано
и обновлено свыше 1000 рабочих
мест для инвалидов.
Безусловно, развитие производственной базы важно по многим причинам, но возлагать сейчас
на нее надежды по финансированию организации в целом, на мой
взгляд, было бы опрометчиво. Да
и кризис, как утверждают многие
экономисты, еще не закончился. И
в сегодняшних условиях надо готовиться к тому, чтобы планировать
деятельность организаций ВОИ за
счет собственных источников. Планировать ее исходя из того объема
денежных и иных ресурсов, которые у организаций могут быть без
учета поступлений из центрального фонда ВОИ либо федеральных
бюджетных субсидий. Должна быть
активизирована работа по изысканию средств на местах. Еще раз
повторю: в условиях финансовоэкономического кризиса вполне
вероятно сокращение объема федеральных субсидий.
И, безусловно, отчетность организаций, особенно финансовая,
должна быть приведена полностью в соответствие с законодательством. Ответственность за
качество и своевременность ее
предоставления должны нести персонально руководители организаций.
И последний вопрос из Постановления 4-го съезда, которого хотелось бы коснуться, – о
совершенствовании форм и методов работы с представительными
органами власти всех уровней. Как
я уже говорил, у нас нормализовалась работа с ведущим министерством – Минздравсоцразвития. В
его рамках создан Департамент
по делам инвалидов. Существенно
расширилось наше участие в работе общественных Советов при
других ведомствах. Этому немало
способствовали и решения Совета
по делам инвалидов при Президенте РФ, принятые в декабре прошлого года, где поручалось: Правительству РФ проработать вопрос о
включении представителей общественных организаций инвалидов
в состав общественных советов,
созданных при федеральных органах исполнительной власти.
При рассмотрении общественными советами федеральных органов исполнительной власти вопросов, затрагивающих законные
права и интересы инвалидов, предложено приглашать на эти заседания представителей общественных
организаций инвалидов.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо активизировать
деятельность советов по делам инвалидов и направлять в Совет при
Президенте Российской Федерации по делам инвалидов информацию о текущей и планируемой деятельности вышеназванных советов
(то есть по-сути вводится контроль
за их работой).
Помимо всего этого, хотел обратить ваше внимание на такую новую формы взаимодействия
с госструктурами, как договорные
отношения. У нас подписан договор о сотрудничестве с Роспотребнадзором, готовится соглашение с
ФСС. Я не затронул в выступлении
такой важный аспект, как работа с
региональными ВОИ. Здесь очень
много интересного, но тогда бы я
совершенно не уложился в отведенное мне время. Говоря о новых
формах работы, хотел бы привести
пример Чувашской организации
ВОИ, которая заключила договор с
республиканской прокуратурой по
сотрудничеству в сфере обеспечения доступности среды для инвалидов. И эта работа стала гораздо
эффективнее.
В завершение своего выступления хочу остановиться
на вопросах, требующих, на мой
взгляд, наших активных действий в
ближайшем будущем в дополнение
к тем вопросам, о которых я говорил ранее.
Очень напряженными в последнее время стали проблемы медикосоциальной экспертизы. Несмотря
на то, что ВОИ удалось добиться
отмены СОСТД, проблемы в системе МСЭ остаются крайне острыми.
Причиной тому субъективный подход со стороны медиков в установлении инвалидности, что выражается в массовом искусственном
снижении количества инвалидов
и понижении групп инвалидности.
Довольно сложным остается и порядок освидетельствования, который требует от тяжелобольных
людей нервных потрясений. До сих
пор отсутствует ответственность
специалистов и в целом учреждений МСЭ за принятые решения. Нет
реально действующего механизма
обжалования принятых решений -
нельзя такие вердикты, касающиеся зачастую судьбы человека, обжаловать в рамках ведомства.
В связи с предстоящим реформированием данной сферы
деятельности, основные усилия
ВОИ должны быть направлены на
создание беспристрастной, действующей на основе объективных
показателей, системы медико-социальной экспертизы. Инструментом может стать созданная в
министерстве рабочая группа по
контролю за пилотными проектами
в рамках госпрограммы «Доступная среда».
Необходимо расширять участие организаций ВОИ в
мероприятиях Государственной
программы «Доступная среда на
2011-2015 годы», в том числе по
созданию экспертных групп по мониторингу доступности. Надо налаживать партнерские отношения с
органами государственной власти,
ответственными за формирование
градостроительной политики. Кроме того, в связи с большим объемом работы необходимо выбрать
приоритетные объекты, требующие первоочередного обеспечения
доступности.
Под особый контроль нашими
структурами должен быть взят вопрос роста числа платных медицинских услуг, особенно в свете
принятия Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации».
Обращаться к платным услугам
людей с ограниченными возможностями вынуждают недостатки существующей бесплатной системы
медицинского обслуживания, при
этом большинство платных услуг
безальтернативны, т.е. бесплатно
данную услугу получить невозможно. Особенно поражают массовые
случаи вынужденного обращения
инвалидов к платным услугам при
прохождении медико-социальной
экспертизы.
Думаю, несмотря на отрицательное отношение правительства к этому вопросу, необходимо добиваться увеличения
компенсационных выплат по уходу
за инвалидом, особенно ребенкоминвалидом.
Матери детей-инвалидов являются особенно уязвимыми в данной ситуации, т.к. порядка 70% из
них являются матерями-одиночками. Оставить тяжело больного ребенка мать не может, а как можно
прожить с ребенком на его небольшую социальную пенсию и 1500 рублей компенсационной выплаты?
Это просто немыслимо. Необходимо значительно увеличить размер
данной компенсационной выплаты
– пора, на мой взгляд, вводить институт персональных помощников
с оплатой не ниже прожиточного
минимума.
К сожалению, не теряют своей
актуальности и вопросы лекарственного обеспечения инвалидов,
санаторно-курортного лечения
(проблема крайне обострилась в
последние годы), обеспечения инвалидов техническими средствами
реабилитации, да и развития в целом современной и эффективной
системы реабилитации людей с
физическими ограничениями здоровья.
Основным инструментом изучения ситуации в этих вопросах, а также доказательной
базой при взаимодействии с государством должны стать результаты
мониторинга проблем инвалидов,
регулярно проводимого ВОИ начиная с 2005 года. Председатель
каждой нашей организации должен
нести персональную ответственность за качественное проведение
и обобщение материалов мониторинга.
Новым для нас инструментом
должно стать активное использование закона «О защите прав потребителей» (и использование
договора с Роспотребнадзором,
о котором я говорил). В соответствии с законом все товары (работы, услуги) должны быть доступны
всем гражданам! Случаи непредоставления услуг или недоступность
этих самых услуг по разным причинам являются нарушением закона.
В завершение хочу сказать, что
через два года нашей организации исполняется 25 лет! Думаю,
что уже сейчас необходимо начать
подготовку к этому важному событию в жизни ВОИ. Хорошо продумать программу мероприятий,
содержательную составляющую,
имею в виду в первую очередь использование этой даты для привлечения внимания государственных
структур и общества к проблемам
инвалидов.
Спасибо за внимание! |
|