|
Декабрь 2011г
Стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
С надеждой
на будущее
Участникам и гостям V съезда
Всероссийского общества инвалидов
5 ноября 2011 года
Приветствую участников и гостей съезда.
В вашей повестке – целый ряд важных и актуальных вопросов. Среди них – формирование эффективных механизмов предоставления социальных услуг и оказания помощи инвалидам, защита их прав и законных интересов,
перспективы создания в России безбарьерной среды.
Сегодня необходимо продолжать работу по всесторонней интеграции людей с ограниченными возможностями в
жизнь общества, содействовать их реабилитации и социальной адаптации, помогать обрести уверенность в своих
силах, получить образование, найти интересную работу,
реализовать свои способности в творчестве и спорте.
Уверен, что ваша организация, объединяющая два миллиона человек, будет и впредь вносить значимый вклад в
решение этих задач.
Дмитрий Медведев,
Президент Российской Федерации
Как мы уже сообщали, 5 ноября в Москве состоялся V съезд Всероссийского общества инвалидов. Итоги минувшего пятилетия подвел на нём председатель ВОИ, депутат
Государственной думы А.В. Ломакин-Румянцев. В докладе не было бравурных ноток о
достигнутом, обсуждалась конкретика, то, что волнует и беспокоит миллионы наших сограждан сегодня: а это –
обеспечение лекарственными препаратами и рост цен на них,
трудности, связанные с получением путевок в санатории, медицинское и реабилитационное обслуживание инвалидов, формирование безбарьерной среды, совершенствование законодательства, касающегося защиты прав и интересов людей с нвалидностью.
Собственно, вчитайтесь в доклад А.В. Ломакина-Румянцева, и вам станет ясным, чем
занималась самая многочисленная и боевитая организация России...
Уважаемые делегаты и гости
V съезда Всероссийского общества инвалидов!
Прошло, я бы даже сказал, пролетело пять лет с прошлого съезда
ВОИ. Это были непростые годы для
России, да и всего мира. Боюсь, что
непростой период еще, к сожалению, не закончился, но сегодня нам
с вами надо подвести итоги работы
за эти пять лет, проанализировать
проблемы инвалидов и наметить
совместные действия на следующее пятилетие.
Подробный отчет о работе
Центрального правления и региональных организаций объемом
665 страниц у всех вас имеется, поэтому хотел бы сказать о том, как
выполнялись основные пункты Постановления предыдущего съезда.
Причем ключевые моменты – нами
были поставлены и такие задачи,
которые под силу только, пожалуй,
государству. Это нам надо учесть,
чтобы задачи на следующую пятилетку были более реальными, чтобы сконцентрировать действия на
их достижении.
Мы поставили себе задачу добиваться ратификации Европейской социальной хартии и, после
ее принятия, Международной конвенции по правам инвалидов (на
момент съезда Конвенция еще не
была принята ООН), в которых содержится свод социальных прав и
свобод человека, а также приведения социального законодательства
России, касающегося инвалидов, в
соответствие с принципами и нормами Европейской социальной хартии и Международной конвенции по
правам инвалидов;
Итак, Европейская социальная
хартия была ратифицирована Госдумой в 2008 году, и в том же году
Россия подписала Конвенцию ООН
о правах инвалидов.
Дала ли ратификация Хартии
что-либо конкретное? Нет! Вопервых, многие очень важные статьи не были ратифицированы. Например, п. 3 статьи 13, говорящий
о праве инвалидов на независимость, социальную интеграцию и на
участие в общественной жизни.
Я, конечно, понимаю, что Европейская социальная хартия выполнима в полном объёме в странах с
более высоким уровнем жизни, с
большими бюджетными возможностями. Для других стран, в том числе
и для России, это скорее ориентир.
И немедленное применение всех
норм документа пока не представляется возможным. Взять уровень
медицинского обслуживания в России, он явно ниже, чем на Западе.
Бесплатная медицинская помощь у
нас всё ещё очень далека от европейских стандартов, а в некоторых
регионах – попросту недоступна.
Во-вторых, изменений в законодательстве по сути не было сделано. Конечно, могут сказать, что
отечественное законодательство и
так содержит немало норм о социальной защите граждан, соответствующих европейскому стандарту,
но тогда мы должны и признать, что
далеко не всегда эти нормы выполняются.
Очень не хотелось бы, чтобы такая
же судьба постигла и Конвенцию.
И перед нашей организацией
сразу после подписания Конвенции
Россией встал вопрос: добиваться
скорейшей ратификации или менять
сначала своё законодательство? И
сейчас уже могу сказать, что сама по
себе ратификация ничего не значит
(и тому есть примеры в ряде стран).
Необходимо внести реально значимые – а не для галочки – изменения
в наше законодательство, которые
бы соответствовали духу Конвенции.
Работа над законопроектом началась
давно, но продвигается крайне сложно. Хотя это не повод не работать и не
вносить данный документ на рассмотрение в ближайшее время.
Хотел бы напомнить, что еще
в 1990 году, участвуя в разработке закона СССР о социальной
защищенности инвалидов, ВОИ подготовило свой вариант российского
закона, который и был направлен в
Верховный Совет. Тогда за основу
был принят другой вариант, а наш
назывался «О правах инвалидов в
Российской Федерации» (как Конвенция! То есть 20 лет назад мы уже
подходили к проблемам инвалидов,
как к правам человека!) – так может,
настало время сейчас кардинальным
образом переработать закон «О социальной защите инвалидов»?
И главное, одних изменений в законодательстве – мало. Необходимо,
на мой взгляд, разработать Национальный план реализации Конвенции, план с конкретными мероприятиями и конкретными сроками. Хотя
бы на 10 лет (тем более, что принятая
весной этого года государственная
программа «Доступная среда» планируется до 2015 года и не охватывает много крайне важных вопросов).
Да и не должны проблемы инвалидов
решаться в одной программе – все
госпрограммы должны иметь соответствующие разделы. Например, в
таких государственных программах,
как «Развитие здравоохранения»,
«Содействие занятости населения»,
«Культура России», «Развитие транспортной системы», - да практически
в каждой должны учитываться интересы инвалидов.
Следующей нашей задачей
было добиваться воссоздания Министерства социальной защиты и Совета по делам инвалидов
при Президенте РФ. И если с Министерством доказать необходимость
изменений не удалось (удалось
только добиться, что в конце 2009
года в структуре появился Департамент по делам инвалидов, что тоже
важно: наличие конкретной структуры определяет и целевую работу по направлению), то Совет был
восстановлен в 2008 году. Особенно плодотворным было его первое
заседание, после которого президентом был подписан ряд важных
поручений: например, о подготовке предложений по ратификации
Конвенции о правах инвалидов или
о формировании советов по делам
инвалидов при высших должностных лицах субъектов Российской
Федерации.
А целый ряд поручений совпадал
с задачами, которые мы поставили
себе на прошлом съезде, и о них я
еще скажу.
Одним из главных направлений в работе мы определили
исключение из правового оборота
показателя «степень ограничения
способности к трудовой деятельности» и восстановление показателя
«группа инвалидности» в качестве
единственного критерия предоставления социальных гарантий инвалидам во всех сферах их жизнедеятельности.
В решении Совета по делам инвалидов при президенте удалось
добиться поручения «обеспечить
внесение в законодательство Российской Федерации изменений,
предусматривающих установление
размеров ежемесячной денежной
выплаты инвалидам в зависимости
от группы инвалидности». А при
внесении в 2009 году изменений
в пенсионное и иное законодательство это и было сделано. И с
2010 года СОСТД – крайне необъективный критерий, направленный
не на интеграцию, но еще большую
изоляцию инвалидов от общества,
введение которого привело к существенному ухудшению социального, морального и материального
положения инвалидов – перестал
быть определяющим. Был изъят из
всего законодательства!
Раз уж я затронул вопрос об
изменении пенсионного законодательства, то сразу скажу еще
о ряде задач, поставленных перед
нами на прошлом съезде в этой
сфере.
Была поставлена задача добиваться увеличения минимального
размера пенсий по инвалидности
до реального (а что такое – реальный? Как его определить?) прожиточного минимума и изменения порядка индексации пенсий. В законе
это решено: социальные пенсии
индексируются теперь, исходя из
роста потребительской корзины, а
трудовые – из роста средней зарплаты. Введены социальные доплаты до прожиточного минимума.
Но …по индексации есть ограничение «в пределах средств Пенсионного фонда», что позволяет
правительству проиндексировать
пенсию по уровню инфляции. Расчет же социальной доплаты к пенсии крайне сложен, и зачастую эта
доплата приводит к тому, что люди
лишаются других субсидий, ведь
они все завязаны на доходы человека и прожиточный минимум.
И поэтому нам надо – постараться решить две проблемы: изменить
прожиточный минимум, приблизив
его к реальности, уйти от минимума физиологического выживания и
увеличить порог оказания государственной помощи до 1,5 – 2 прожиточных минимумов.
Была и такая задача добиваться
выплаты двух пенсий: по инвалидности и трудовой одновременно.
Очень непростой оказался вопрос
– что такое вообще пенсия по инвалидности? Может, надо поставить
вопрос иначе, перевести эти выплаты в пособие по инвалидности?
И ввести обязательное страхование
от инвалидности? И тогда эту проблему можно решить.
Изменения порядка индексации
единовременных денежных выплат
инвалидам и увеличения размеров
ежемесячных денежных выплат инвалидам, их приближения к реальной
стоимости отмененных видов натуральных льгот добиться пока не удалось, это остается нашей задачей.
Но наличие ЕДВ как такового делает
задачи по возвращению льгот в натуральном виде (а мы с вами ставили
задачи по бесплатному зубопротезированию, по 50%-ной оплате проезда на междугородном транспорте
с 1 октября по 15 мая) практически
невозможным – ответ один: эти льготы включены в ЕДВ. И мы должны
определить нашу позицию по этому
вопросу на будущее.
Пока не удалось решить проблему
выплаты ЕДВ и денежной компенсации соцпакета с учетом «северных
коэффицентов» - такой законопроект ВОИ подготовило, но Дума его
отклонила.
Технические средства реабилитации. Добиться серьезного
улучшения в данном вопросе пока
не удалось. Более того, несмотря
на все наши протесты, положение в
определенной степени ухудшилось,
так как была отменена 100%-ная
компенсация самостоятельно приобретенных технических средств.
Справедливости ради надо отметить, что Министерство знает проблему и постоянно ей занимается.
Существенно увеличилось финансирование, вопрос обеспечения ТСР
опять возвращается в регионы органам соцзащиты (то есть приближается к людям). Но здесь еще предстоит
большая работа – нельзя допускать,
чтобы люди получали реабилитационные средства низкого качества.
Необходимо менять сам порядок
предоставления ТСР.
Еще в 2006 году ЦП ВОИ были
разработаны и направлены на имя
тогда еще заместителя Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева предложения в части решения
проблемы обеспечения инвалидов
автотранспортными средствами.
Дважды – в 2009 и 2011 годах - удавалось добиться поручений В.В. Путина о специальном автотранспорте
для инвалидов, но в реальности вопрос пока с места не сдвинулся.
Жилье. Острой была – и остается – проблема равенства предоставления льгот при оплате жилья.
Я говорю о предоставлении пятидесятипроцентной оплаты расходов на
содержание и ремонт жилья в домах
приватизированного фонда.
В Комитете Госдумы по социальной политике скопилось 17 законопроектов на эту тему. Но так как
отзывы правительства по ним отрицательные, то Комитет не спешит их
рассматривать. Может быть, сейчас,
в выборную кампанию, до них дойдут
руки?
Удалось лишь внести поправку в
закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов
Крайнего Севера и приравненных к
ним местностей», в соответствии с
которой жилье при переселении инвалидам должно теперь предоставляться с учетом права на дополнительную площадь.
А вот в целом учет потребности
в дополнительной площади при постановке в очередь пока остается
нерешенной проблемой. И человек,
например, ставший инвалидом и
получивший право на дополнительную площадь, встать в очередь на
получение жилья не может. Соответствующий законопроект, говорящий
о необходимости учета права на дополнительную площадь при постановке на учет, внесен в Госдуму.
Выполнена задача по разделению в соцпакете лекарственного обеспечения и санаторно-курортного лечения. Но сами эти
проблемы остаются, пожалуй, наиболее острыми.
На каждой коллегии Минздрава в
выступлениях мы постоянно говорим
об остроте проблем лекарственного
обеспечения. Всероссийское общество инвалидов с 2005 года проводит
мониторинг по обеспечению инвалидов лекарствами. Обобщенные материалы свидетельствуют не только
о неблагополучном положении по
данному вопросу, но и о том, что всё
это носит хронический характер.
В апреле этого года премьер дал
поручение окончательно решить этот
вопрос. Создана рабочая группа в
министерстве, но дело не движется.
Думаю, надо решить хотя бы две
проблемы: максимально упростить
процедуры приема пациента в ЛПУ,
выписки льготных лекарств и перейти к отпуску лекарств в любой аптеке. Тем более, что сейчас уже есть
закон, регулирующий цены на лекарственные препараты.
В вопросе лекарственного обеспечения стоит особое внимание
уделить обеспечению лекарствами
диабетиков и онкобольных.
А потом решать и остальные вопросы. Особенно вопрос расширения и качественного совершенствования федерального перечня
лекарственных средств, отпускаемых инвалидам по рецептам, включения в него эффективных дорогостоящих препаратов.
Кардинальным же решением этой
проблемы могло бы стать, на мой
взгляд, введение всеобщего обязательного лекарственного страхования.
Задачи, которые мы поставили
на прошлом съезде, можно
условно разделить на две группы:
решение проблем инвалидов и развитие организации. Прежде чем перейти ко второй группе, остановлюсь
еще на одном вопросе, затрагивающем интересы многих инвалидов. О
необходимости разработки и применения в обязательном порядке новых
федеральных регламентов в области
безбарьерной среды, основанных на
идеологии «универсального дизайна».
В 2009 году принят Федеральный закон «Технический регламент
«О безопасности зданий и сооружений», в котором к обязательным |
|