|
Июнь 2012г
Стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
«Я - КАК ЗАПАХ
СКОШЕННОЙ ТРАВЫ»
•Безбарьерная среда
Ежегодно в России рождается около 2500 детей с синдромом Дауна. 85 процентов
семей отказываются от них в
родильном доме, в том числе,
по рекомендации врачей. В
Скандинавии не зарегистрировано ни одного случая отказа от таких детей. В США
250 семей стоят в очереди на
их усыновление.
Документальный фильм, бьющий с начала года интернет-рекорды по просмотрам, называется «Клеймо». В толковом словаре
Владимира Даля «клеймо» - это
«знак, метка, печать, тавро, …
герб казны». Ничего предосудительного в первоначальном смысле нет. Негативный оттенок это
слово приобрело, видимо, в наше
время. По сюжету фильма, «клеймо» поставлено обществом на инвалидах.
В один из дней в ходе Всероссийской недели инклюзивного образования фильм по инициативе
организации «Инватур» был показан в Нижегородском киноцентре
«Рекорд». После просмотра зрители захотели поделиться впечатлениями. Часть приведенных здесь
высказываний была записана
корреспондентом газеты «Здравствуйте, люди!» до начала дискуссии в зале и после нее, в публикации использованы также реплики
участников самого докумнтального
фильма.
Владимир Денегин, ветеран
труда завода «Красное Сормово», «просто зритель»:
– Я смотрел этот фильм режиссера Ольги Арлаускас в Интернете уж несколько раз. Некоторые
выдержки даже занес в записную
книжку. Канва, на первый взгляд,
без особых претензий. Студия звукозаписи, у рабочего микрофона
ведущая – актриса Евгения Симонова. Она сообщает зрителям:
симпатичные молодые ребята,
режиссеры снимают фильм об инвалидах, они попросили Евгению
прочесть несколько текстов. Первый текст написала девочка, больная аутизмом. И Симонова читает,
я специально выписал: «Знаю, что
все люди рождаются талантливыми. Да, это так - Господь никого не
выпускает в мир без дара таланта.
В том числе и тех, про кого говорят:
человек с ограниченными возможностями. Просто таланты бывают
очень разные. Не только интеллектуальные или художественные,
но и эмоциональные, душевные,
телесные. Всякие. Но большинство
талантов остаются нераскрытыми. Не по вине человека…» И тут
нам, зрителям, становится понятно: на экране происходит что-то
совершенно необычное. Потому
что люди с диагнозом «аутизм», по
мнению абсолютного большинства
из нас, - как раз те из «заклейменных», которые не умеют не только
так писать, но и вообще как бы то
ни было общаться…
Анна Чуканова, студентка
группы №1442 факультета социальных наук ННГУ им Лобачевского:
– Я еще не видела этого фильма,
мне только предстоит. Прочитала,
что лента документальная. Значит,
там реальные люди. Неужели в самом деле с такими диагнозами они
могут быть талантливы, душевно
богаты, сердечно раскрыты? Буду
рада убедиться в этом.
Илья Морозов, студент факультета социальных наук
ННГУ:
– Приехал посмотреть и понять.
Надо самому разобраться и послушать, что думают об этом другие
люди.
Евгения Громова, студентка факультета социальных наук
ННГУ:
– Можно, я добавлю? Нас, студентов, будущих социальных работников, здесь много. Не думайте, что мы пришли только потому,
что это нам пригодится в предстоящей работе. Мы смотрим эти
фильмы, читаем газеты про людей
с ограниченными возможностями
и потому, что об этом нужно знать
каждому человеку. Тогда, может
быть, и решатся главные проблемы
общества.
Наталья Сподобова, будущая
мама, г.Дзержинск:
– Нет, я не студентка, просто
стою в их рядах. Пришла посмотреть на людей, которые пришли
посмотреть фильм. Вы удивляетесь? А вы видите, что у меня совсем скоро будет ребенок? Очень
боюсь за его здоровье, наверное,
как и все беременные. Нет, врачи
меня никакими диагнозами не пугают, говорят: пока все в норме. Но
ведь и сам факт, что от меня кто-то
родится – это «нечто иное»! Совсем
беспомощный, но уже с мощной волей к жизни. Полностью зависящий
от меня, но уже сформировавшийся и со своей жизненной программой. Как мне с ним держаться? Мне
кажется, фильм что-то позволит
понять. Я его смотрела несколько
раз. Больше всего задела первая
фраза мужчины, отца ребенка-дауненка: «Что есть норма, чем она
определяется, откуда она отсчитывается? Ничего не знаю про это.
Просто я задаюсь этим вопросом и
начинаю понимать, что мир многообразен».
Татьяна Туманова, шефредактор ННТВ, ведущая дискуссии в киноцентре «Рекорд»:
– Огромное количество людей,
которых общество называет инвалидами, живут нормальной полноценной жизнью во всем мире. С
синдромом Дауна, с аутизмом, с
шизофренией, с заболеваниями
опорно-двигательного аппарата…
Ходят в театр, сидят в кино, перекусывают в кафе, путешествуют.
Определенный период в жизни я
ездила на автобусе на работу и с
работы с необычным человеком.
На остановке входил молодой инвалид. Здоровался с водителем,
садился на переднее сиденье. Проезжал остановок шесть и входил в
маленькую булочную на остановке.
А вечером здесь же садился в обратный путь. Уже потом я узнала,
что он работает в этой булочной.
И это – рядовой факт для Европы и
Америки.
Эльвира Удалова, педагогпсихолог коррекционной школы
восьмого вида № 56, Нижний
Новгород:
– Тем не менее инклюзивное
образование – совместное для
здоровых и инвалидов – насколько
мне известно, особо развито лишь
в Португалии. В остальных странах
– это единичные случаи. Хотя, надо
признать, случаи, не вызывающие
у граждан никакого отторжения,
какое происходит у нас. Не говоря
уже о том, что безбарьерная среда
обитания за границей – дело давно решенное. В России же надо
менять отношение общества. Я с
умственно отсталыми детьми проработала 46 лет. Раньше на каждом из них действитльно стояло
клеймо: «необучаем». Сейчас государство все же идет навстречу
проблеме. Детей учим. Правда,
отдельно от здоровых. Но как их социально адаптировать к жизни?
Н.Н., сотрудница школы-детсада №265, Нижний Новгород:
– Наше учреждение – одно из немногих в России. Мы воспитываем и
учим детей с ДЦП, с аутизмом… Учить
их можно. Но для этого должна быть
та самая безбарьерная среда. Чтобы
было удобно и детям, и преподавателям. К сожалению, идет какая-то
массированная атака против этого
движения. А ведь нами наработано
столько материала! Увы, уходит эта
годами наработанная база. Очень
жаль, что ею не пользуются. Все же
учить детей-инвалидов так, как мы
учим здоровых, не получится.
– Нужны спец условия. Значит, в обычной школе не могут?
Ольга Семенова, учитель, молодой специалист:
– Не уверена, что здоровые и
больные могут сидеть на одной
скамье в аудитории. Большая часть
молодежи относится к таким фактам негативно. Я работаю в школе
четвертый год, я свидетель: смеются, обзываются… Специально прибегают с других этажей заглянуть и
показать пальцем. В чем дело? Наверное, в первую очередь родители
здоровых детей должны объяснить
своему сыну: все мы – люди. Однако, вынуждена признать: и сами эти
родители против совместного обучения. Они уверены: знаний в такой
обстановке их здоровый ребенок
получит меньше. Сдвинет ли с места
проблему законодательное принуждение совместного образования?
Пойдет ли процесс, если пропагандировать гуманность? Думаю, нет.
Показывайте фильм «Клеймо» хоть
с утра до ночи, мы пока не готовы.
Люди с ограниченными возможностями для их же блага должны обучаться в специальных классах. Но
нужно разрабатывать приемы интеграции их в общество.
Ольга Поройкова, студентка
Нижегородского педагогического университета, будущий учитель физики:
– А я против такой позиции.
Помню День толерантности в нашей школе. Его проводили с социальной рекламой про инвалидов.
И я участвовала в этом. С нами
учился мальчик с ДЦП. Так вот у
всех самых отъявленных хулиганов
после Дня толерантности появлялась потребность поговорить с
этим мальчиком, позвать с собой,
сделать для него что-то замечательное. Думаю, что можно учить
таких ребят вместе со всеми. Но у
меня возникает вопрос, как у будущего педагога: как общаться с ним
как с учеником? Да, я хочу дать ему
знания, да, я бы с удовольствием
с ним работала, но с чем я столкнусь? Может быть, кто-нибудь
разработает такую программу,
хотя бы спецкурса? Многие захотят
стать слушателями, я уверена. Лариса БУГРОВА
Продолжение
в следующем номере. |
|