|
Июнь 2011г
Стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
Ника, Джудит
и… другие
Я даже не заметила, как она взлетела на сцену. Да
и другие зрители, пришедшие в Нижегородский киноцентр «Рекорд» на демонстрацию лучших фильмов о
жизни людей с ограниченными возможностями международного фестиваля «Кино без барьеров», думаю,
тоже не поняли, как это произошло. Вот только что
ведущий Павел Милославский представил зрителям
главную героиню и режиссера фильма «…Ника…»,
получившего Гран-при на последнем таком форуме
в Сочи, и тележка с безногой девушкой пронеслась
вдоль зрительских рядов, а уже через минуту Вероника Скугина лучезарно улыбалась залу. Рядом с ней на
краешек подиума присела Анна Белянкина, молодой
режиссер, для которой этот фильм стал дебютным…
Вероника все предпочитает делать сама. Тем
более, что постоянных помощников рядом с ней нет.
Каждое утро на своей теле
жке-каталке, ловко орудуя
деревянными «утюжками»
- опорами для рук, она спускается со второго этажа
съемной квартиры в Питере, чтобы выгулять собаку
- брюссельского грифона
Нику. Добираясь до работы (в настоящее время
Вероника ведет программу на местном ТВ), сама,
без посторонней помощи
садится в автобус… Инвалидное кресло, от которого она когда-то сознательно отказалась, в чем-то,
может, и удобнее (с высоты маленькой тележки непросто заплатить за
квартиру в банке или хлеб
купить), но к нему нужен
сопровождающий, и оно
не так мобильно. При своем активном образе жизни
последнему обстоятельству Вероника придает решающее значение.
Вот такой, без ног, Вероника Скугина была не всегда. Инвалидом она стала в
10 лет, после страшной автомобильной катастрофы,
в которой, кстати, погиб ее
отец. После аварии девочка три месяца пролежала в
коме, но, очнувшись и осознав, с чем ей придется дальше жить, принялась успокаивать маму: «Не плачь. Буду
жить так».
Мужество и жизнестойкость, которыми она, как
оказалось, была наделена,
понадобились Веронике и
потом, когда умерла мама,
когда из интерната под Орлом, где детей-инвалидов
обучали нехитрым профессиям швеи-мотористки или
электрика, ее отказались
забрать родственники, когда рухнула первая любовь…
Документальный фильмисповедь «… Ника…», в событийной канве, собственно, об этом.
Свою историю Скугина
рассказывает просто, без
надрыва, без апелляции к
жалости. Мало того, всеми силами старается отвести от себя это чувство,
которое, подчас, вызывают
инвалиды у многих людей
с другой стороны «барьера». Каждым своим днем и
действием она доказывает
себе и другим, что не беспомощна, что она полноценный человек, что снисхождение к таким, как она,
унизительно.
- Некоторые люди не
стесняются совать мне
деньги чуть ли не за шиворот. А когда отказываюсь,
они обижаются, начинают
оскорблять: «Хамка, правильно тебя Бог наказал!» -
рассказывает Вероника. – Я
иногда слышу в свой адрес,
что таких, как я, надо при
рождении давить… Общество просто не готово принять тот факт, что мы такие
же люди. А иногда можем
сделать и гораздо больше
других.
К своим 25 годам Веронике на самом деле уда
лось сделать куда больше,
чем многим ее сверстницам. Четыре года назад она
снялась в художественном
фильме Анны Меликян «Русалка», где сыграла безногую хулиганку, подружку
главной героини. Ее Изабелла носится на простенькой каталке по парфюмерным бутикам – символам
гламура, раскидывая товар,
попрошайничает, ругается,
учит свою подругу всяким
порочным вещам и… удивляет всех своей стойкостью
и жизнелюбием.
Роль досталась Веронике непросто. Московскую
подругу Татьяну, которая
занималась устройством
личной жизни девушек-инвалидов, пригласили на популярное ток-шоу в Останкино. С собой Татьяна взяла
Веронику, которая в то время у нее гостила.
- Там Таню выставили
как сутенершу, которая
сватает богатым клиентамизвращенцам девушек-инвалидов, а меня, невинную
20-летнюю девушку, проституткой, - вспоминает
Вероника. - Нам не дали
раскрыть рта. Мы просто
сидели в студии и слушали, как о нас говорят чудовищные вещи. Это было
ужасно! После съемок в
студии у меня началась истерика. Я месяц боялась
возвращаться домой, понимая, что в Волхове, городке, где все друг друга
знают, меня будут считать
проституткой. На меня
действительно показывали пальцем, чуть ли не в
глаза называли шлюхой. Я
не пыталась оправдываться, что-то объяснять… Ой
даже не знаю, как все это
перенесла. Тогда, первый
раз в жизни, у меня появилась мысль о том, чтобы
наложить на себя руки.
В этом месте своего монолога Ника отворачивает
ся от камеры и сглатывает
слезы: «Минутку, подождите, я сейчас».
Справившись с волнением, она снова обворожительно улыбается,
демонстрируя на щеках
симпатичные ямочки - Вероника сказочно красива.
Удивительно, но эта
злосчастная история перекроила ее судьбу. Ток-шоу
увидел ассистент Анны Меликян, который как раз подбирал актрису на роль безногой хулиганки. Ту чушь,
что говорил ведущий, он
пропустил мимо ушей, а
девушку запомнил. Вскоре Скугиной пришло приглашение на съемки. Она
решила, что этот шанс упускать нельзя и отправилась
в Москву.
За два месяца съемок она стала своим
человеком на площадке, а по их завершении
стала работать скриптсупервайзером, «наблюдающей за ляпами», как
расшифровывает название этой должности
сама Вероника, следит, чтобы в кадр не попадали посторонние предметы. Здесь она встретила свою «взрослую»
любовь, и впоследствии
высокий молчаливый
оператор Леша стал ее
мужем. Благодаря новой
работе Вероника попала в Санкт-Петербург.
Здесь она хочет остатьс
надолго, поступить в институт на факультет психологии и в дальнейшем
работать с инвалидами,
помогать им адаптироваться к жизни.
Вероника очень сильный
и позитивный человек.
- Я не знаю, что мне по-
могает оставаться оптимисткой, - размышляет она
с экрана. - Любовь к жизни,
наверное. Люди, которые
побывали на грани жизни и
смерти, иначе смотрят на
жизнь. Они находят повод
для радости в любой мелочи, даже в том, как облака
по небу плывут… У меня
есть мечта: я очень-очень
хочу в Венецию. А про ноги
я совсем не мечтаю, нет. В
глубине души, может, мне
и хочется, чтобы они у меня
были. Но я уже состоялась
как личность без ног и не
представляю себя другой.
И если бы мне дали шанс
вернуться в прошлое и все
исправить, я бы все оставила как есть. Я ничего не хочу
менять. Хочу быть собой.
Как личность состоялись и другие герои картин фестиваля «Кино без
барьеров» - незрячие и
неслышащие, люди, пользующиеся инвалидной коляской, взрослые и дети с
особенностями психического развития… И в этом
его главная «фишка». Большинство конкурсных фильмов не о проблемах инвалидов, а о жизни инвалидов.
В документальном фильме режиссера Ольги Арлаускас (он признан лучшим в
жанре публицистики) люди,
одержавшие над собой победу и демонстрирующие
другим, сколь безграничны
человеческие возможности, собраны вместе. В картине несколько не связанных между собой историй: о
девушке, для которой бальные танцы в инвалидной
коляске стали способом самовыражения, о слепом от
рождения парне, играющем
в футбол, о молодой семье,
воспитывающей сына с особенностями психического
развития таким образом,
что он не чувствует себя отличным от других детей…
Все они москвичи, жители
города-гиганта, живущего в
постоянном движении. Но у
них свое место в этом пространстве, и они, как все,
мечтают, любят и верят в
самое лучшее.
Иной посыл у фильма режиссера Бетси Байа (США)
«Аутсайдер: жизнь и искусство Джудит Скотт». Возможности инвалидов, и в
частности людей с синдромом Дауна, действительно
безграничны, но чаще всего
они раскрываются, расцветают в атмосфере любви,
которой окружают их близкие им люди. Любовь способна творить чудеса.
Джудит – женщина с
синдромом Дауна, чей
интеллект специалисты
оценили как запредельно
низкий: его развитию мешала еще и врожденная
глухота. 35 лет Джудит
провела в специнтернате.
Но сестра забрала ее оттуда, окружила теплом,
любовью, вниманием, и
Джудит стала другим человеком. В Центре творчества, созданном для таких, как она, раскрылся ее
талант художника. Джудит
начала создавать уникальные абстрактные скульптуры из волокна, которые
привлекли внимание коллекционеров и знатоков
всего мира. В 50 лет Джудит ушла из жизни, но ее
работы живут в музеях и в
частных коллекциях, поражая раскрепощенностью
и внутренней свободой.
В программу «Нижегородского эха» «кинофестиваля «Кино без барьеров»
попало несколько фильмов,
герои которых нашли себя
в танце. Это лента российского режиссера Анара
Аббасова «Бетховен» и Татьены Ферес (Великобритания), сделавшей фильм «Их
глазами: незрячие балерины».
Последний фильм тоже
о людях неравнодушных,
не отгораживающихся от
мира, в котором живут инвалиды. В центре этой ленты – преподаватель танца
Фернанда Беанчине, которая организовала бесплатную школу балета для незрячих. Как обучить девочек
тому, чего они никогда не
видели? Фернанда сама
стала смотреть на мир глазами незрячих балерин. И
все получилось. Её школа
балета сегодня отметила
15-летие. Более трехсот девушек прошли это уникальное обучение.
«Бетховен» - о танцевальной команде, выступающей на сценах ночных
клубов, где все ее участники – неслышащие люди. Но
музыку они слышат душой,
ритмы чувствуют сердцем,
и это заставляет их танцевать. Кроме танцев, в исполнении этой удивительной группы, в ткань фильма
вплетены монологи неслышаших артистов. В одном
из них молодой человек
размышляет о таких, как он,
и о других - не инвалидах:
видящих, слышащих, свободно передвигающихся,
не запертых в специнтернатах: «Вас больше, - говорит
он, – но мы не изгои. Вы
сильны, но и мы не слабы.
О нас не знают и не хотят
знать. Но у нас огромное
желание быть с вами».
Фестиваль «Кино без
барьеров», который эхом
прокатывается по другим
городам России, в основном собирает людей с
ограниченными возможностями. Для них очень
важны уроки мужества и
жизнелюбия, что дают им
герои фестивальных лент.
Но в равной степени, а может, даже в большей, эти
ленты нужны так называемым здоровым людям.
Чтобы струны их души наполнились новыми звуками, чтобы иначе взглянуть
на мир людей с инвалидностью и понять, что кроме
физического недуга, нас
ничто не разделяет, чтобы
задуматься и что-то сделать для другого, не унижая жалостью и снисхождением.
Елена МАСЛОВА
Странные
люди Странный фильм о странном человеке – обитателе психиатрической
лечебницы показал в рамках фестиваля «Кино без барьеров – Нижегородское эхо» нижегородский журналист и режиссер Константин Гусев.
Его герой «помешан» на боевиках,
и себя, в своей собственной жизни,
видит солдатом спецназа. Он сам
рассказывает об этом своем мире и том, как, то ли в воображении, то ли в реальности,
ему приходится защищать себя, свое человеческое достоинство. Фильм жесткий, неоднозначный, вызвавший в зрительном зале короткую, но острую дискуссию.
Эта лента – всего лишь часть проекта «Иные», задуманного Константином Гусевым
после того, как он побывал на Сочинском кинофестивале. По его словам, «Иные» будут
представлять цикл документальных фильмов о людях, которых можно условно назвать
«со странностями». «То ли они не могут вписаться в окружающее бытие, то ли не хотят,
- говорит режиссер. – Чаще всего первое. Тем не менее, это уже самостоятельная генерация, которая живет по своим неведомым обывателям законам. Отсюда и название
– «Иные».
Снимать подобные фильмы, да и просто интервьюировать этих людей крайне тяжело, признается Константин Гусев. Хотя бы потому, что нужно долгое время, чтобы герой
преодолел свои фобии и мог просто находиться перед объективом камеры. Для них это
тоже победа над собой.
Авторы цикла «Иные» пытаются взглянуть на наш мир глазами своих «странных» героев. «Мы не вскрываем изъянов и гнойников человеческого общества, - пояснил на презентации проекта Константин Гусев, - это делают наши герои».
Анастасия ПАВЛОВА |
|