|
Март
Стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
«Смотря как действовать»
Закон «Об образовании в РФ», проект которого вызвал широкую общественную дискуссию, в этом году, скорее всего, принят не будет. В лучшем случае
в конце года, уже в третьей редакции, он будет внесен в Госдуму. Такое заявление сделал недавно глава Министерства образования и науки РФ Андрей
Фурсенко, мотивируя это тем, что вопрос оказался слишком чувствительным
и, следовательно, законопроект должен быть тщательно выверенным.
Между тем КПРФ, которая считает развитие науки и образования важнейшим условием модернизации страны и на законодательном уровне много
работает в сфере образовательной политики, подготовила свой, альтернативный правительственному проект закона. В конце марта он обсуждался на
пленуме ЦК КПРФ.
Одним из авторов этого законопроекта является заместитель председателя думского комитета по науке и образованию, член фракции КПРФ, доктор
философских наук Олег Смолин. Незадолго до пленума он побывал в Нижнем
Новгороде, где принял участие в обсуждении новых стандартов образования с
нижегородским педагогическим сообществом. Будучи инвалидом по зрению
(Олег Смолин тотально слепой от рождения), он, в стенах Нижегородской областной общественной организации ВОИ, встречался и с нижегородскими инвалидами.
Частично о состоявшемся на ней разговоре наша газета уже рассказывала
своим читателям. Сегодня мы представляем другой фрагмент этой встречи,
касающийся готовящихся новаций в области образования. Они затрагивают и
интересы инвалидов. Но сначала несколько слов о «коммунистическом» проекте в целом.
По информации Олега
Сорокина, он во многом
отличается от «большого
правительственного» проекта. Только по восьми из
44 позиций мнение «альтернативщиков» совпадает
с мнением правительства.
Главное, принципиальное отличие заключается
в том, что правительственный законопроект исходит
из того, что образование
– это услуга, а коммунисты рассматривают его как
служение. «Разница такая
же, как между сексом за
деньги и любовью», - пояснил депутат. С иных позиций подходят они и к вопросам финансирования
сферы. «Правительственный законопроект исходит из идеи подушевого
финансирования, - сказал
Олег Смолин. – Мы требуем, чтобы не менее 30 процентов финансирования
шло по смете независимо
от количества учащихся и
студентов». Он также заявил о необходимости отмены налогообложения
для учебных заведений:
«Во всем мире образование налогов не платит или
почти не платит, мы – редкое исключение», - заметил
он. А по большому счету,
по мнению коммунистов,
из правительственного законопроекта вообще непонятно, какой бюджет
будет у образовательной
сферы – правительство на
этот счет молчит. С их же
точки зрения, на эти цели
должно выделяться не менее 7 процентов ВВП. Они
также считают, что в новом
законе должен быть четко
прописан статус педагогов, включая размер оплаты их труда, пенсионного
обеспечения и социальные гарантии, а также стипендии студентам. Новый
стандарт Министерства
образования и науки, как и
ныне действующий, предусматривает обязательную
сдачу ЕГЭ, в то время как
КПРФ предлагает сделать
тестовые экзамены добровольными…
Что же касается инвалидов, то авторы альтернативного законопроекта
категорически возражают
против отмены льгот для
людей с ограниченными
возможностями при поступлении в профессиональные учебные заведения,
что пока предлагает проект
нового большого федерального закона об образовании.
- Недавно я был на молодежной конференции
Всероссийского общества
слепых, - рассказывает
Олег Смолин. - Передо
мной сидел полный зал
успешных молодых людей.
Я спросил: «Кто поступал в
вузы и колледжи, используя льготы?» Таких оказалось большинство. Сегодня инвалиды составляют
1 процент от общего числа
студентов. С отменой льготы их число сократится в
4-5 раз.
Авторы правительственного законопроекта аргументируют свою позицию
по этому вопросу тем, что
с возникновением системы ЕГЭ абитуриенты с
инвалидностью, как и другие, стали подавать документы в вузы с размахом
– подавать, так подавать
– в МГУ, Петербургский
университет, в МГИМО и
другие наиболее продвинутые и престижные вузы.
И действительно, по некоторым специальностям
в некоторых вузах количество льготников оказалось
сравнимым с количеством
бюджетных мест. Олег
Смолин предлагает следующим образом решить эту
проблему. Ни в коем случае
не отменяя льгот для инвалидов, дать Министерству
образования и науки право
устанавливать квоты по отдельным специальностям
в отдельные вузы.
- Например, - говорит
он, - инвалиды в России
составляют примерно
10 процентов населения,
грубо. Вот установить
10-процентную квоту для
льготников в некоторые
вузы, например, в Московский, Питерский университеты по некоторым специальностям, отобранным
Министерством образования. Мы обязаны каждому
инвалиду помочь получить
профессиональное образование. Но если ты хочешь
получить его непременно в
МГУ, тогда или укладывайся в квоту, или сдавай экзамены, как мы это делали
когда-то, без льгот. То есть
эта система, сохранив со-
циальную направленность
действующего законодательства в отношении инвалидов, сняла бы все вопросы в этой области.
Как считает депутат, в
правительственном законопроекте есть и правильные вещи. В частности, в
нем декларируется право
выбора учебного учреждения, в котором родители
хотели бы видеть своего
ребенка учащимся: в специализированной или в
общей школе. Правильно
записано, что в специнтернатах люди должны находиться на полном государственном обеспечении.
- Вместе с тем хочу сказать, - говорит Олег Смолин, - что инклюзивное,
или интегрированное образование дает результат
при соблюдении одного
важного условия. В обычной школе для ребенкаинвалида или ребенка с
ограниченными возможностями здоровья должны
создаваться специальные
образовательные условия.
К сожалению, мы сейчас
получаем информацию,
что в некоторых регионах
с целью экономии расформировывают интернаты, а
детей волевым решением
переводят в обычные школы, не создавая для них
специальных условий. Это
приводит к резкому ухудшению качества образования, приносит не пользу, а
вред. Ребенок-инвалид не
сможет продолжить обучение и соответственно
занять достойное место в
жизни. Инклюзивное образование принесет пользу при соблюдении трех
условий: права родителей
на выбор места обучения
ребенка; создания специальных образовательных
условий; дополнительного
финансирования обучения
ребенка-инвалида. Это
«три кита» нашего законопроекта.
По мнению Олега Смолина, шансы на принятие
альтернативного стандарта образования довольно
велики, потому что, вполне возможно, голосование
по законопроекту пройдет
в Думе уже нового созыва, где расклад сил может
существенно измениться.
Много зависит и от того,
считает он, как будет действовать образовательное
сообщество в борьбе за
будущее российского образования.
Елена МАСЛОВА
На снимке: О.Смолин (во
втором ряду в центре) с активистами нижегородских
инвалидных организаций.
Лечись, где хочется
По данным неправительственной организации «Движение
против бедности», более 65 процентов россиян не удовлетворены национальной системой здравоохранения и качеством
медицинской помощи. Однако, начиная с этого года, ситуация
может кардинально поменяться. Принят новый закон «Об обязательном медицинском страховании», который существенно
модернизирует прежнюю систему, обеспечивающую россиянам возможность лечиться бесплатно.
Кратко суть новаций, кстати,
вступивших в действие с 21 марта, можно выразить так: принцип
получения гарантированного
бесплатного обслуживания по
медицинскому полису сохраняется, а права пациентов расширяются. Они получают возможность самостоятельно выбирать
страховую компанию (не чаще
раза в год), медучреждение и
врача-терапевта. Выбор терапевта будет особенно важен,
поскольку к узким специалистам
можно будет попасть именно по
его направлению.
Полис обязательного медицинского страхования станет
единым по всей стране, и помощь по нему, в рамках базовой
программы государственных гарантий, можно будет получить в
медицинском учреждении любого региона, то есть, без привязки
к месту проживания. И не только
в государственном, но и в частном или ведомственном, из числа тех, что станут участниками
программы ОМС. Здесь, правда,
действует ограничение: выбранная частная клиника должна работать с тем страховщиком, у
которого застрахован пациент.
В соответствии с законом,
право самостоятельного выбора страховщика возникло у
россиян с 1 января этого года.
Однако единый полис ОМС нового образца будет выдаваться в страховых организациях
только с 1 мая. Заботиться о его
получении придется самим – с
работодателя эта обязанность
снимается. Самостоятельно выбрав страховую компанию, придется самостоятельно написать
в нее заявление на обслуживание и самостоятельно забрать
медицинский полис. При этом
платить за него ничего не нужно
– эта обязанность по-прежнему
лежит на работодателях.
А вот расставаться со старым
медицинским полисом, как только начнется обмен, совсем не
обязательно. Решено продлить
действие полисов, выданных до
1 января 2011 года, до января
2014 года, даже если в документе написано, что «срок годности»
заканчивается раньше.
Вообще, переходный, двухгодичный период установлен и
для других позиций нового закона. И, как считают специалисты,
реальная конкуренция за пациентов между больницами и поликлиниками в России начнется
только в 2013 году. Пока же бороться за клиентов будут только
страховые компании.
Дело тормозит одноканальное финансирование в ОМС,
которое вводится по всей стране только через два года. Сейчас регионы переходят на него
по своему усмотрению. А это
значит, что в основном ОМС попрежнему компенсирует медучреждению только пять статей
расходов – зарплату, начисления на нее, медикаменты, расходные материалы и питание
больных. Остальные расходы,
как то: коммунальные услуги,
приобретение оборудования,
транспорт, связь, повышение
квалификации медперсонала
и так далее компенсируют государственным и муниципальным медучреждениям бюджеты.
«Частникам» и ведомственным
здравницам, таким образом,
пока не выгодно включаться в
ОМС, поскольку им оплачивать
расходы на ремонт и транспорт
бюджеты не имеют права.
Есть и другая сторона медали.
Если бы прямо сейчас стопроцентно реализовывалось право
людей на выбор медучреждения,
многие выбрали бы «частника»:
уровень оснащения там выше. А
и без того нищие муниципальные
и региональные медучреждения остались бы не у дел. Чтобы
этого избежать, с этого года в
стране запущена программа модернизации здравоохранения.
На эти цели будут направлены
значительные инвестиции.
«Мы переходим к конкурентной модели здравоохранения, в
которой на первый план выходит
пациент и качество медпомощи, - сказала, комментируя закон, министр здравоохранения
и социального развития России
Татьяна Голикова. – Но чтобы
система заработала полностью,
нам необходимо в течение 2011-2012 годов привести в порядок
региональные учреждения. Система достаточно инертна, поэтому в одночасье все изменить
невозможно. Нужно двигаться
поступательно, параллельно
обновляя материально-техническую базу и законодательную».
Анастасия ПАВЛОВА
Плюсы апреля Беспрецедентное повышение социальных пенсий прошло с 1 апреля этого
года: они выросли сразу на 10,27 процента вместо запланированных ранее
8,8 процента.
Дело в том, что буквально накануне заявленной даты индексации, на заседании,
прошедшем 22 марта, Государственная
дума РФ изменила закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и вместо двух этапов индексации социальной
пенсии - 1 апреля и 1 июля – установила
единую дату этого мероприятия.
Напомним, что индексация 1 апреля
была связана с темпом роста цен на товары и услуги за предыдущий год, а индексация с 1 июля – с темпом роста прожиточного минимума. Но, как рассудили депутаты,
показатель темпа роста прожиточного минимума становится известными уже в феврале-марте, и нет необходимости ждать
второй индексации до 1 июля.
По официальным данным, социальную
пенсию получают больше 4 миллионов человек. Это «нетрудоспособные граждане», как
гласит закон, к коим относятся инвалиды с
ограничением трудовой деятельности, дети,
потерявшие одного или обоих родителей, и
дети умершей одинокой матери, граждане,
достигшие возраста 60 и 65 лет (женщиныи
мужчины соответственно), в случае, если
они не имеют права на трудовую пенсию по
старости или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению другого вида
(социальная пенсия обычно устанавливается при отсутствии трудового стажа). |
|