|
|
Март 2008г
Стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 ______
Инклюзивное образование: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?!
Термин «Инклюзия» появился
в нашем лексиконе совсем
недавно. Слово новое, модное, заграничное и для большинства людей непонятное.
Кстати, и я пару месяцев назад затруднилась бы ответить,
что такое «инклюзивное образование». А вот десятилетний
мальчишка, ученик начальной
школы - детского сада № 365, с ходу сказал: «Это когда
все дети, с инвалидностью и без, учатся вместе!». «Возможно
ли это?» – спросите вы. Вот и я задала себя тот же вопрос.
И отправилась в учебное заведение, чтобы получить на него ответ.
Рассказывает старший воспитатель
муниципального образовательного
учреждения специальной (коррекционной) начальной школы – детского сада VI вида № 365 Ирина Валентиновна
Максимова:
«Инклюзивное или, как его еще называют, включенное образование,
исключает любую дискриминацию
детей. Инклюзия предполагает
равное отношение ко всем ученикам, но создает условия для ребят, которые имеют особые образовательные
потребности.
Практически все родители хотят,
чтобы их дети с ограниченными
возможностями учились среди обычных сверстников. Они пытаются
найти компромисс между желанием адаптировать ребенка к социуму и необходимостью для него щадящего режима. В итоге, дети часто пропускают занятия, что приводит к переводу ребенка
на домашнее обучение. Ещё один неприятный момент, часто ученики и педагоги просто психологически
не готовы к «принятию
» в коллектив ребенка с инвалидностью.
А также большинство школ «не доступны»: отсутствуют пандусы, индивидуальные приспособления
и т.д. В результате, за 15 лет работы учреждения, всего 36 наших выпускников продолжили обучение в общеобразовательных
школах. Инклюзия
– это не значит просто собрать всех детей «в кучу», а наоборот, она способствует тому, чтобы каждый ребенок чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности
учитывались и были оценены.
По сути, наше учреждение не является инклюзивной школой, но работа по включению своих выпускников
в общеобразовательные
учреждения города заставляет наших педагогов быть активными участниками инклюзии, её инициаторами
и организаторами.
Конечно, начинать процесс «инклюзии
» ребёнка с инвалидностью надо с самого детства, для этого у нас созданы интегрированные дошкольные
группы, где главными участниками реабилитационного
процесса являются родители. Мы учим пап и мам доступным методам развития и коррекции в домашних условиях, закреплению уже полученных умений и навыков. Для этого используются система домашних заданий, консультации специалистов, открытые просмотры
занятий для родителей, журнал
для родителей «Мы вместе» и многое другое. Только ежедневные,
кропотливые совместные занятия могут дать положительные
результаты. Например, наши выпускники – школьники 11-12 лет с церебральным параличом имеют
больше физических и эмоциональных
сил, нежели их сверстники
с таким же заболеванием, которые сидят дома с бабушками и дедушками. Естественно, наши дети гораздо быстрее адаптируются
в общеобразовательных школах.
Как-то раз в общеобразовательный
класс перешли сразу 7 ребятишек
из нашего учреждения. Все они успешно закончили 9 классов,
половина из них поступила в 10-й. Сформировавшийся еще в начальной школе коллектив родителей
активно проявлял себя все эти годы, поддерживал детей, помогал
учителям. Администрация школы создала доступную среду (индивидуальный класс, необходимое
оборудование и т.д.), было составлено удобное и щадящее расписание уроков, поощрялись разнообразные увлечения ребят. В итоге, один из учеников стал спортсменом, он завоевал золото на юношеских параолимпийских играх в Брюсселе, другие школьники
с инвалидностью получили многочисленные призы на творческих
конкурсах. Вот что значит совместная
работа учителей, детей и их родителей.
Но воспитание у родителей активной
жизненной позиции в отношении
детей с ограниченными возможностями должно базироваться
не только на психолого-педагогической компетенции, но и на юридической грамотности. Так, в 2006-2007 учебном году в рамках проекта «Социальная адвокатура
в действии», проходившего
при поддержке Швейцарского
управления по развитию и сотрудничеству (ШУРС), была создана «Школа самоадвоката». Целью проекта являлось вооружение
родителей знаниями для защиты своих прав и прав своего ребёнка. Реализацией проекта в начальной школе – детском саду занималась нижегородская общественная
организация инвалидов – колясочников «Инватур». Семинары,
тренинги, кинопоказы, группы взаимной поддержки, консультации
– родители научились отстаивать права ребёнка, быть уверенными в себе и настойчивыми
в достижении своих целей. Результативность
проекта оказалась очень высокой: сформировалась группа родителей, готовых активно
отстаивать права своих детей на образование; был выпущен сборник «Защити свои права» на основе общих юридических и рассмотренных
проблем.
Сложнее обстоит дело с детьми,
имеющих интеллектуальные нарушения. Массовая школа не может дать им полноценного включения в образовательный процесс. Но и в этом случае наши педагоги нашли способ объединить
ребятишек. Такие предметы, как русский язык, математика, чтение мы проводим по подгруппам
в зависимости от уровня интеллектуального
развития, а все остальные занятия, например, физкультура, музыка, рисование проходят в общей группе.
Одним словом, все дети могут учиться вместе – мы должны лишь создать для этого подходящие условия. Конечно, мы не заставим
детей быть близкими друзьями,
но мы можем научить их быть терпимыми, добрыми, уважать и поддерживать друг друга, как в классе, так и за его пределами», - в заключение добавила Ирина Валентиновна.
Пока материал готовился в номер,
в специальной (коррекционной)
начальной школе – детском саду № 365 состоялось очень значимое мероприятие. Можно сказать, еще один пример инклюзии.
«Мир глазами детей» - так называлась
фотомастерская, кстати сказать, четвертая в нашем городе,
которую провела НРООИ «Инватур
». В этот раз его участниками
стали ребятишки начальных классов. Занятия с ребятами проводила
фотохудожник Ольга Федотова.
Она начала урок с небольшого
экскурса в мир фотографии. Столько нового, интересного, необычного
и удивительного узнали и увидели ученики. Например, как возникла фотография и как выглядела
первая фотокамера, когда и где была открыта первая фотомастерская
и что фотоаппараты 19 века были очень громоздкими и вместе с объективом весили более 100 килограммов! На следующий
день юные фотохудожники
перешли от теории к практике. Ребятишки вышли на улицу, взяли в руки фотоаппараты и отправились
на «поиски» удачных кадров. Ребята с инвалидностью и без инвалидности работали дружно, сплоченно, потому что были заинтересованы
общим делом!
«У ребятишек получились замечательные
фотографии, – говорит
Ольга Федотова, – С помощью объектива фотокамер они смогли взглянуть на мир и посмотреть друг на друга новым взглядом, свободным от стереотипов – это здорово!».
На занятиях присутствовали еще и волонтеры - старшеклассники
из школы № 85. Их помощь очень пригодилась. Например, волонтер Настя вместе со своей подшефной Владой Ребровой «нащелкали» много забавных фоток.
По итогам фотомастерской была организована выставка-аукцион фоторабот и поделок воспитанников начальной школы
- детского сада, на которую
были приглашены родители,
педагоги и одноклассники участников мастер-класса «Мир глазами детей».
Перед началом аукциона выступила
Ирина Валентиновна Максимова, «Сегодня, приобретая
фотографию или поделку,
сделанную в результате совместной
деятельности детей с ограничениями и без, вы дадите возможность воспитанникам расти
и обучаться вместе. Средства,
вырученные с аукциона, пойдут на создание ресурсной комнаты. Ресурсная комната необходима для всех детей начальной
школы-детского сада. Там они смогут играть в разнообразные
коррекционные и развивающие
игры, общаться со сверстниками, смотреть и обсуждать
видеофильмы и отдыхать
от уроков. Комната будут оборудована удобной, современной
мебелью. Специалисты, учителя и родители смогут воспользоваться
литературой по вопросам обучения, развития, воспитания и реабилитации детей
с разными формами инвалидности
».
Ну а дальше молодые поэты Ирина Каштанова и Макар Макаров
прочитали стихи собственного
сочинения. Федор Давыдов и Маша Горшкова рассказали о своих маленьких проектах по русскому языку, а остальные второклашки представили
«школу будущего». Вот как они видят ее: «Школа находится
у моря. Родители провожают
детей на быстроходных лодках и катерах. Ученики, которые
не могут ходить самостоятельно,
пользуются эскалаторами
и другими специальными приспособлениями. Школа напоминает
форму нашей земли, материал – сверхпрочное стекло,
чтобы было много света. На средних этажах располагается зимний сад, там отдыхают ученики
и учителя. Школа будущего
оснащена телескопами для изучения звезд на уроках астрономии.
А с подводным миром можно познакомиться на батискафах.
Здесь свежий воздух, море, солнце и много зелени – все это позволяет легко учиться и быть здоровыми» – вот такая она, школа будущего! Вот о чем мечтают ребятишки!
Аукцион начался! Что это такое,
я думаю не надо объяснять. Поэтому сразу перейдем к самому
главному, а именно к результатам:
в аукционе приняло участие около 50 человек, была продана большая часть фотографий
и раскуплены практически все поделки, вырученные средства
составили 8400 рублей.
«Аукцион удался, – поделилась
своими впечатлениями мама одной из учениц, купившая наибольшее количество фотографий,
- отличная задумка! Мероприятие
прошло на «Ура!». Ресурсная
комната – нужная вещь. Наши дети нуждаются в ней. Это комната поможет ребятишкам с инвалидностью и обычным детям
общаться, развиваться, да и просто отдохнуть».
Стася Половинкина
|
|
Газету можно выписать через сайт Почты России с доставкой на дом.
Подари родителям подписку! Подписной индекс ПР710.
О газете «Здравствуйте, люди!»: Адрес редакции 603076, Нижний Новгород, пр. Ленина 54а к 216, 8(831)2505343, gazeta-social@yandex.ru
Давайте сотрудничать!
Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Приволжскому федеральному округу. Свидетельство ПИ № ТУ 52-0171 от 6 августа 2009 г. Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. Подписной индекс ПР710
|
|