|
Апрель 2012г
Стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
Воинство на очищение
Московскому государству
(Из истории Нижегородского ополчения)
«История – это путь к свободе под
знаком веры». Сложно сказать, что
именно имел в виду под словом
«вера» автор этого изречения, немецкий философ К.Ясперс. Скорее всего,
он вкладывал в него убеждение действующих в исторических событиях
лиц в правоте совершаемых ими поступков, считал ее в этом контексте
атрибутом воли. Но если афоризм
примерить к подвигу нижегородцев
400-летней давности, то вера, что
вела ополченцев и их предводителей по пути к освобождению Москвы от иноземных захватчиков, имела
еще и религиозный характер – соединение человека
с Богом. Недаром среди значимых исторических персонажей той драмы так много церковнослужителей,
а среди декораций – символов христианской веры и
божественных знаков. Русская православная церковь
сыграла в том действе одну из главных ролей, мудро
увидев в Смуте угрозу историческому бытию России и
населявшего ее народа.
В нашей официальной истории, особенно в советскую эпоху, роль Русской церкви в организации народного ополчения и освобождении в 1612 году Москвы
от польско-литовских интервентов или замалчивалась,
или представлялась фрагментарно. Вот почему редакция нашей газеты обратилась к нижегородским священнослужителям с просьбой помочь разобраться в
этой теме. На просьбу откликнулись коллеги из прессцентра и объединенной редакции СМИ Нижегородской
епархии.
Поздней осенью
1611 года в Нижнем Новгороде на городском дворе
был собран городовой совет. В него вошли архимандрит Печерского монастыря
Феодосий, Спасский протопоп Савва да «иные попы»,
а также нижегородские дворяне и дети боярские, и головы, и старосты, «от них же
и Кузьма Минин». Так создавался организационно-политический центр борьбы с
интервентами. Постепенно
Нижний Новгород превращался в действенный общерусский центр патриотического движения.
«Купно за едино» призывал встать Минин. И приходили к нему отовсюду
люди разных народностей.
Их сплотила идея спасения
Отечества так же, как исстари Русская земля собрала
под своим крылом многие
народы многих вер. Потому
что неотъемлемыми чертами истинно православного
человека являются веротерпимость и добрососедство.
Среди ополченцев числились татары из Касимова и Темникова, Алатыря и
Казани, Кадома и Шацка.
Царевич Араслан с боевым
отрядом из далекой и загадочной Сибири. Чуваши,
черемисы, вотяки, мордва,
башкиры… Ополчение было
в полном смысле народным,
многонациональным. Его
основу, как и говорил Минин, составили профессиональные воины.
Весть о том, что нижегородцы встали и готовы на
всякие пожертвования для
ратных людей, скоро распространилась по ближайшим городам. Смоленские
дворяне, лишившиеся поместий после захвата поляками, пришли бить челом
нижегородцам принять их
к себе. Те согласились, и
6 (19 н.ст.) января 1612 года,
на праздник Богоявления
или Крещения Господня,
смоленское войско прибыло
в Нижний вместе с князем
Пожарским. Минин с народом вышел навстречу с иконами и приветствовал: «Вот
оно идет к нам, братья, Христолюбивое воинство града
Смоленска на утешение на
шему городу и на очищение
Московскому государству».
Думается, вряд ли был
случаен факт, что приход в
город смолян и Пожарского
совпал с наиболее почитаемым в народе праздником.
Это дало возможность
организовать встречу особо
торжественно. Таким образом, 6 января (ст. стиль)
1612 года можно считать
весьма важной датой в деле
организации Нижегородского ополчения, так как желавшие скорейшего возврата в родные места смоляне
вместе с нижегородцами и
«охочими» людьми других
городов создали мощное
ядро воинства, объединенного единым страстным
стремлением освободить
Отчизну от интервентов. Это
была реальная сила, увлекшая всех в своем патриотическом порыве…
Прибыв в Нижний, Пожарский, прежде всего, занялся раздачей жалованья
ратным людям. По мнению
ученых, к началу 1612 года
в казну ополчения было
собрано около 160 тысяч
рублей. Это позволило не
только отлично снарядить
ополченцев, но и положить
высокую по тем временам
плату по разрядам.
По инициативе Кузьмы
Минина все ополченцы в зависимости от знатности и
воинского опыта были разбиты на три разряда: «прежде всем равно даде им по
15 рублёв, потом же даде им
по статьям: первой статье
по 30 рублёв, средней же
статье по 20 рублёв, меньшей же по 15 рублёв». Столь
значительного жалованья
русские служилые люди
прежде нигде не получали,
поэтому «видяши доброе
строительство к ратным»,
образовалась реальная
сила, не считаться с которой
было уже невозможно.
Сбор средств, вооружение и обучение «новоприборных» ратников, а также
формирование обоза продолжалось несколько месяцев. За всем этим стоял
умелый и предусмотрительный Кузьма Минин.
Ополчение выступило из
Нижнего в конце февраля
– начале марта 1612 года.
Длинной лентой растеклось
по Ивановскому съезду
русское воинство. Голова
колонны уже перешла по
льду Оку-реку, а хвост ее
только еще выходил из ворот Ивановской башни. Это
шествие сохранится в народной памяти и спустя столетия, когда исчезнет сам
деревянный посад с его домами и лавками, и площадь
с лобным местом, земской
избой и храмами. Даже
кремлевские холмы изменят
свои очертания… Но неизменными останутся два ориентира: Ивановская башня
кремля и Иоанно-Предтеченский храм – две точки,
через которые сквозь века
прочерчена красная линия –
путь подвига Нижегородского ополчения.
… Воины пошли правым
высоким берегом Волги.
Миновали Балахну, Юрьевец, Кинешму. Через Волгу
переправились у Костромы, а далее на левом берегу против своего города
хлебом и солью встречали
ополченцев ярославцы.
«Не мир я пришел вам
дать, но меч». Эти слова
Спасителя всегда повторяли русские люди, готовясь к
войне. Так говорили и ополченцы. Меч имеется в виду,
безусловно, духовный. Потому что главная из христианских заповедей – «Не
убий!». Но если угрозы непреодолимо того требовали, то за веру нужно и должно было постоять, «не жалея
живота своего».
… В Ярославле по благословению Патриарха Гермогена в ополчение прислали из Казани чудотворный
образ Божией Матери. В
1611 году эта икона уже
была в Москве с казанским
земским войском. Тогда в
мае, воодушевленные чудотворным образом, русские ополчения отбили у
поляков Новодевичий монастырь. А теперь казанцы
передали свою чудотворную
икону ополченцам, а взамен
в Казань был послан богато
украшенный список.
Ярославль – место сборное. Полгода стоит тут
ополчение. А его вожди собирают земский собор и
передают ему управление
всей Московской землей.
«Совет всей земли» - переходное правительство,
в которое вошли и бояре, и
служилые люди, и представители народа, но контроль
за событиями сохранили за
собой Пожарский и Минин.
На соборе было предложено сначала избрать нового
царя, а потом уже идти на
Москву. Но известие о том,
что польский король Сигизмунд посылает большое
войско в столицу Руси, заставило Дмитрия Пожарского сразу же выступить в поход, который начинался как
крестный ход… Как очищение, которого ждала Русская
земля.
«Новый летописец» повествует, что пока воинство
двигалось из Ярославля к
Троице-Сергиевой Лавре,
Пожарский ездил помолиться в Суздальский монастырь и навестить могилы
родителей. А в Ростове, в
Борисоглебском монастыре
вместе с Мининым он посетил затворника Иринарха.
Старец укрепил их и дал им
в помощь свой намоленный
крест, с которым Пожарский
и довершил свой подвиг в
Москве.
Неделю стояли ополченцы под стенами Лавры и
пасмурным ветреным днем
двинулись в поход. С иконой
Живоначальной Троицы, с
образами угодников Николая и Сергия вышли провожать их монахи.
Впереди их ждала Москва…
Алексей КИСЕЛЕВ
«Соборный»
едет в Нижний
Колокол-великан весом 64 тонны будет установлен
на Стрелке поблизости от кафедрального собора во имя
святого благоверного князя Александра Невского. Нижегородская епархия заказала его отливку в прошлом году
Балтийской судоверфи в Санкт-Петербурге, с намерением услышать первые звоны «Соборного» - так назван колокол - в год 400-летия Нижегородского ополчения.
12 марта судостроители завершили отливку, в Нижнем колокол должен появиться 18 мая, и теперь решается вопрос о
его доставке.
- Дело это непростое, - говорит депутат Законодательного
собрания, начальник ФГУ «Управление автомобильной магистрали Москва – Нижний Новгород Федерального дорожного
агентства» Игорь Донато. – Предлагалось много решений по
доставке этого уникального груза и речным путем, и автомобильным транспортом. В итоге остановились на последнем.
При перевозке возникает ряд проблем. В первую очередь, это
связано с весом груза: вместе с транспортом – это 106 тонн.
Так, по дороге от Москвы до Нижнего есть аварийный мост через реку Березовка во Владимирской области. Было решено
пустить тяжеловесный транспорт через дорогу, проходящую
по Нижегородской области, от Саранска до Нижнего Новгорода через Арзамас.
«Соборный», отлитый из бронзы, будет третьим по величине
колоколом в России (после колокола на звоннице Московского
Кремля и колокола в Троице-Сергиевой Лавре). Его высота составляет 3,5 метра, вес языка – 4 тонны. Основным тоном звучания благовеста будет нота «соль». Он украшен рельефными
иконами и изображениями нижегородских святых: преподобных Серафима Саровского, Макария Желтоводского, благоверных князей Александра Невского и Георгия Всеволодовича,
основателя Нижнего Новгорода. По нижнему поясу колокола
будет идти надпись, увековечивающая имена всех попечитлей и благотворителей, принявших участие в создании колокола. Художественное оформление гиганта было разработано
заслуженным скульптором РФ А.Забалуевым.
Стоимость колокола составила 78 млн рублей, со звонницей
– 109 млн рублей. Эти деньги в Нижегородской епархии собирали всем миром, в том числе и с продаж благотворительных
билетов номиналом от 100 до 10 тысяч рублей, которые с июля
прошлого года продавались в церковных лавках.
По информации пресс-службы Нижегородской митрополии,
впервые голос «Соборного» верующие услышат 1 августа этого
года, в день памяти преподобного Серафима Саровского
Вера ОЛЕНИНА
И это всё о том
В начале марта вестибюль
здания администрации Нижегородской области, куда
доступ является совершенно
свободным, превратился…
в выставочный зал. Его экспонатом стала всего одна
картина - «Выход Нижегородского ополчения. 1612 год»,
написанная Заслуженным художником России, лауреатом
премии Нижнего Новгорода
Виктором Малиновским.
Дата открытия выставки выбрана не случайно: именно в это
время, 400 лет назад, ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского выступило из города
навстречу польским интервентам. На полотне – начало победного похода. В центре изображен воин с иконой Пресвятой Богородицы в руках, что, по мнению автора картины, символизирует духовную, нравственную силу нижегородского подвига.
Над этой картиной художник работал два года. Она была первой в задуманном им цикле картин, посвященных юбилею народного подвига, и таковой осталась: Малиновский скончался в
2011 году спустя два дня по завершении работы. На мольберте
художника осталась незаконченной другая картина этого цикла
– «В ополчение к князю Пожарскому», что искусствоведы трактуют, как завещание мастера изучать, беречь и воспевать историю Родины и Нижегородского края.
История Отечества вообще являлась основной темой творчества Виктора Малиновского. Например, сюжетом картины «Великий князь Георгий Всеволодович у Дятловых гор» ( написана
в 2003 году) послужила тема основания Нижнего Новгорода. За
нее, кстати, он и был
удостоен звания лауреата премии областного центра. На
протяжении четырех лет автор работал над триптихом о
Куликовской битве.
Были написаны две
его части: «Куликово поле. Утро победы» (2002 г.) и «Благословение Сергия»
(2006 г.). Работа над
центральной компо
зицией осталась незаконченной.
Анастасия
ПАВЛОВА
|
|