|
Июль 2010г
Стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
Равные возможности – это реально
Сегодня в российских семьях растут и воспитываются
более 500 тысяч детей-инвалидов, и вряд ли кто будет спорить, что этим семьям требуется целенаправленная государственная и общественная поддержка, а также помощь
профессионалов.
В настоящее время в Нижегородской области действует
региональная программа «Равные возможности», принятая областным правительством ровно год назад –
10 июля 2009 года.
О том, какие задачи решает данная программа и какие результаты она уже дала, наш разговор с заместителем министра социальной политики Нижегородской области НАДЕЖДОЙ ОТДЕЛКИНОЙ:
– Прежде всего, главной задачей
программы «Равные возможности», по
лучившей заслуженный грант, является
преодоление изолированности семей с
детьми-инвалидами, чтобы у них появилась возможность для образования новых
социальных связей, получения социальных
навыков и социальной интеграции ребят
с ограниченными возможностями в среду
здоровых сверстников.
Также Программа предполагает развитие отдыха и оздоровления детейинвалидов, организацию региональных
фестивалей и выставок художественного и
прикладного творчества, различных спартакиад.
– Кто является участником Программы?
– 52 государственных учреждения социального обслуживания населения Нижегородской области и 4 некоммерческих
общественных организации.
– Знаю, что одним из новшеств данной Программы стало создание служб
сопровождения семьи, воспитывающей
ребенка-инвалида. Что это такое?
– Действительно, на базе двух общественных организаций и 18 учреждений
социального обслуживания семьи и детей
созданы такие службы.
По опыту работы ГУ ЦСПСиД «Гармония» Балахнинского района можно сказать,
что складывается определенная система
сопровождения и помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Она включает в себя несколько
этапов, в том числе – консультирование
таких семей, оказание помощи на дому семьям с детьми от 0 до 4 лет в виде педагогического сопровождения, посещение ребенком от 4 до 18 лет реабилитационных и
стационарных групп, проведение медицинских реабилитационных мероприятий с параллельным консультированием родителей
по динамике развития ребенка.
Также можно сказать о создании здесь
Детско-родительских групп взаимопомощи
«Субботние гостиные» и сопровождении
семьи и ребенка в процессе его развития:
содействии при поступлении в детский сад,
школу, организации общения семей, о просветительской работе, посвященной возможностям интегрированного обучения детей, повышения толерантности общества в
отношении особенных ребят.
Работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями, длительна и непроста, так как даже сами родители психологически зажаты и зачастую не
верят в возможности собственного ребенка,
не говоря уже об окружении и обществе, не
готовом принимать детей с инвалидностью.
Но результаты работы очевидны, и отмечают это не только педагоги и родители, но
и медицинские работники, у которых дети
проходят обследование раз в год. У детей
наблюдаются значительные изменения в
коммуникативной сфере, речевом развитии,
повышается уверенность в собственных силах, а у родителей появляется уверенность
в завтрашнем дне. Детей принимают в детские сады, они идут в школу и умеют там
себя не только «вести», но и знают, что значит заниматься и как слушать педагогов.
– Хотелось бы также побольше
узнать о том, как отдыхают такие семьи,
как они находят себе новых друзей?
Есть ли у них такая возможность?
– Обращусь опять к конкретному опыту
работы ГУ ЦСПСиД «Надежда» Ветлужского
района, где в августе прошлого года была
проведена лагерная смена «Крылья любви», участниками которой стали шесть семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.
В процессе реабилитации детей и родителей использовались групповые и индивидуальные формы работы: занятия, игры,
лечебные процедуры были построены с
учётом заболеваний детей и родителей, их
индивидуальных особенностей.
Родители и дети получили навыки и
умения работы с пластилином и солёным
тестом, изготовлению поделок из бумаги
и картона, крупы. Качественные поделки
получились из бисера, мамы порадовали
навыками работы с тканью, вышиванием,
росписью по дереву. Важным моментом
стало то, что поделки стали не только украшением, но и прекрасным игровым и познавательным материалом в различных мероприятиях с участием детей. Изменился
уровень невербального общения, что ярко
проявлялось в сюжетно-ролевых, творческих играх. Улучшилось психическое здоровье детей.
Мастер-классы по проведению массажа и лечебной физкультуры позволили родителям продолжать работу по укреплению
физического здоровья ребёнка в домашних
условиях. Семьи стали более открытыми,
добрее и внимательнее друг к другу, появились общие новые общие интересы мам и
детей.
– А как обстоят дела с интеграцией детей-инвалидов в среду здоровых
сверстников? Такой опыт тоже имеется?
– В течение лета 2009 года в ГУ «Областной центр социальной помощи семье
и детям «Юный нижегородец» были организованы интегрированные социальнореабилитационные смены для семей с
детьми-инвалидами и здоровых детей.
Так, например, в августе в смене приняли участие 10 семей с детьми с аутизмом,
8 семей с подростками, имеющими умеренные нарушения интеллектуального развития, и 12 семей с ребятами, имеющими
нарушения опорно-двигательного аппарата, а также сложные сочетания различных
нарушений.
В ходе смены регулярно проводились
занятия по адаптивной физкультуре и иппотерапии для детей-инвалидов. Многие
из них совместно с родителями приняли
участие в массовых спортивных соревно
ваниях и спартакиадах. Все ребята в смене
принимали участие в общих мероприятиях
центра: кружках, спортивных соревнованиях, концертах. Это позволило закрепить
навыки общения и социализации, способствовать интеграции этих детей в среду
сверстников.
Вместе с этим проводилась работа с
родителями детей-инвалидов. Все семьи
были проконсультированы командой специалистов относительно возможностей и
направлений развития их детей.
Для снятия эмоциональной напряженности родители были объединены в группы
взаимной поддержки, на которых они обсуждали проблемы воспитания, интеграции, толерантного отношения.
В рамках программы «Равные возможности» на базе ГУ «КЦСОН Московского
района г. Н. Новгорода» в сентябре 2009
года был создан семейный клуб «Цветиксемицветик».
Главной задачей клуба является организация досуга, направленного на развитие внутреннего потенциала семьи и на
решение проблемы воспитания ребенкаинвалида, на активизацию родительской
позиции с последующими адаптацией и
интеграцией их детей в среду здоровых
сверстников
Занимаясь совместным творчеством,
ребята видели, что их труд дает реальные
результаты, а родители получили доказательство того, что только совместная кропотливая, творческая работа с их детьми
поможет интегрировать их ребенка в сегодняшней социальной среде.
Разработка и реализация проектов интеграции детей-инвалидов в общество
включает организацию массовых досуговых и культурных мероприятий различного
уровня и формата, а также экскурсионные,
библиотечные и другие программы. Например, в Нижегородской государственной
областной детской библиотеке проводится
большое количество мероприятий, а разнообразие их тем и форм (краеведческие
конкурсы и семейные фестивали, акции,
выставки, олимпиады, круглые столы) привлекают в библиотеку большое количество
семей с детьми-инвалидами.
В 20 учреждениях социального обслуживания населения и некоммерческих общественных организациях работают «Школы родителей с особым ребенком», где
проводятся информационно-практические
семинары, тренинги, мастер-классы для
родителей детей-инвалидов, посвященные
вопросам использования реабилитационных технологий в условиях семейного воспитания.
Как видите, работа в этом направлении
ведется колоссальная!
«ПОНИМАЮ, ЧТО РАБОТАЮ НЕ ЗРЯ!»
Удивительное дело – столько всего произошло в нашей стране за последние век-полтора, а знаменитая некрасовская строчка, написанная о наших женщинах более ста лет назад («Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет»), не только не потеряла своей актуальности, но со временем приобрела новое звучание, оставаясь по-прежнему понятной, близкой и очень современной.
И касается это практически любой из нас, будь то здоровая женщина (если таковые еще остались!) или женщина - инвалид.
Судьба
Пятнадцать лет Приокскую
районную организацию Нижегородской областной общественной
организации ВОИ возглавляет
Ирина Николаевна Быкова.
Так уж случилось, что эта
умная, деятельная, жизнелюбивая
женщина стала инвалидом в 38 лет
– организм дал сбой, не выдержав многолетних нагрузок. Долгие
годы Ирина Николаевна активно
занималась спортом, была секретарем сначала комсомольской организации, потом партийной; растила двоих детей, а тут – инсульт.
Став инвалидом 1-й группы,
она полгода лежала в больнице: у
нее тогда отказали рука, нога…
Но надо знать таких женщин!
Быкова научилась ходить и сначала
с трудом самостоятельно поднялась к врачу в кабинет (где, кстати,
ей первым делом сняли группу инвалидности), а потом как-то сорок
пять минут шла до хлебного магазина, куда мигом добегала, будучи
здоровой. И здесь, на двери, она
прочитала судьбоносное объявление о том, что в Приокском районе
организуется общество инвалидов.
Чужого горя не бывает!
Сегодня Приокская районная
организация инвалидов – одна из
самых активных в городе.
Зная не понаслышке проблемы женщин–инвалидов, здесь уже
не раз договаривались со специалистами женской консультации
и привозили на прием пациенток
в инвалидных колясках. Для тех
же, чье здоровье не позволяло
выбраться самим к врачам, такие
консультации организовывались
прямо на дому, а ведь вызвать
бесплатно специалиста на дом –дело далеко не простое!
Также зная, что сейчас девушкеинвалиду устроиться на работу сложно, здесь в тесном сотрудничестве с
районной службой занятости населения эту проблему по возможности
решают. Стараются поддерживать и
создание молодых семей, и уже восемь супружеских пар обрели свое
семейное счастье. Кстати, девочек
здесь активно готовят к самостоятельной жизни, обучая всем необходимым навыкам: готовить, шить, стирать, делать покупки в магазинах.
Приокское районное общество
инвалидов уникально также и тем,
что в его составе 147 детей, которые
вместе со своими родителями живут
здесь активной жизнью, участвуя в работе кружков, конкурсах, совместных
праздниках.
Ирина Николаевна Быкова
очень хорошо знает проблемы мам
детей–инвалидов, которым на свою
крохотную пенсию надо ребенка
одеть–обуть, накормить, подлечить,
воспитать.
Она с любовью и гордостью
говорит об Ирине Ивановне Елагиной, чьи дети, Лиза и Степа, несмотря на свои тяжелые недуги,
благодаря усилиям мамы занимаются спортом и бисероплетением,
вышивают, лепят из пластилина и
теста, играют в шашки и шахматы.
Также много сил и времени,
говорит Ирина Николаевна, отдают своим больным детям семьи
Татаровых, Каримы, Чугуровых,
Галиновых…
– Мы рады, что через
наше общество проходит такое
большое количество детей, – говорит Ирина Николаевна. – Уверена, что нам, прежде всего, надо
лелеять и воспитывать именно тех
детей, кто по состоянию здоровья
не посещает ни детского садика,
ни школу, что нам надо помогать и
поддерживать их мам.
Зная, как трудно женщине
оторваться от больного ребенка,
здесь время от времени собирают
детишек в помещении общества,
рисуют и лепят вместе с ними, занимаются физкультурой, смотрят
детские фильмы, давая таким образом возможность их мамам выбраться куда – то по своим делам.
Работая неформально, «с
огоньком», лидер общественной
организации переживает буквально за все: за отдых женщин- инвалидов и детей – инвалидов, за их
лечение и за то, чтобы эти люди
вели активный образ жизни, а не
замыкались в себе и своих четырех стенах со своими проблемами
и болями.
– Иногда я спрашиваю себя:
«Зачем тебе все это нужно: эта
нервотрепка, эти переживания?»
Но вот подходит к тебе человек
и говорит: «Спасибо!», и на душе
становится хорошо, и понимаешь,
что ты работаешь не зря!
Кстати, говоря об И.Н. Быковой, о ее работе и о том, сколько
души и сердца она вкладывает в
чужих детей, облегчая жизнь людям, делая ее гораздо светлее и
радостнее, нельзя не сказать о ее
собственном ребенке.
Когда с мамой случилась
беда, ее тогда еще 15-летний
сын пошел работать сторожем и
мыл подъезды, чтобы заработать
деньги для семьи, а впоследствии он получил три (!) высших
образования. Вот такие у нас
мамы и их дети! Страницу подготовила Надежда МАРТЫНОВА |
|