|
Апрель 2010г
Стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
ДЛО: побочные эффекты
Что было
Сначала сбоили поставки лекарств в аптечную сеть из «льготного» списка, и их получатели
бегали по аптекам в поисках
необходимого или томились в ожидании обслуживания своих, так называемых, «отложенных» рецептов. Потом началась межведомственная
неразбериха с их оплатой. Медицинский персонал поликлиник оказался к такой работе
неподготовленным: бесплатные
рецепты оформлялись с нарушениями (выяснилось, например, что не все врачи поликлинической
сети владеют латынью в нужном объеме), а территориальные фонды обязательного
медицинского страхования
(ФОМСы) отказывались производить по ним оплату. Споткнулась программа и с системой
индивидуального учета больных, которая строилась в наших поликлиниках в основном на бумажных картотеках. Так что понадобилось немало времени, чтобы перейти на автоматизированную
систему и вывести медицинских сестер из-под вала обрушившейся на них дополнительной
работы в виде отчетности
по «льготным» лекарствам… Что есть
Одна из острых проблем сегодняшнего
дня, налипшая к днищу
программы, – недостаточное финансирование. Она возникла не без участия экономического кризиса и связанных с ним финансовых
возможностей федерального
и регионального бюджетов
– это с одной стороны. С другой – финансовый вопрос оказался завязанным на самих льготниках, ударившихся в бега от льгот в натуральном виде, читай
– от соцпакета. В основном это федеральные льготники, к коим относятся инвалиды и ветераны
Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий,
инвалиды всех трех групп инвалидности, дети-инвалиды, граждане, пострадавшие в результате
радиационных техногенных
катастроф и некоторые другие группы.
Что касается первой стороны,
то тут все просто. Денег, что выделяет Правительство РФ регионам на бесплатные лекарственные
средства и изделия медицинского назначения для проживающих там федеральных
льготников, по всем раскладам
– маловато. По нормативу, определенному Минздравсоцразвития
РФ, на льготный рецепт
в месяц на одного человека из федерального бюджета «отстегивается
» 531 рубль. На деле расходуется больше. В разных регионах по-разному.
В Нижегородской области, например, по информации регионального
министра здравоохранения
Александра Карцевского,
прозвучавшей в его интервью одному из нижегородских информационных
агентств, средняя
стоимость одного рецепта сегодня близка к тысяче. Следовательно,
если не изворачиваться,
с льготниками не хитрить (это слова уже не Карцевского, а автора текста), отпустить, так сказать, ситуацию на самотек, то выделенных в 2010 году для этих целей на область средств – 404,1 млн рублей – хватит, может быть, до августа. Выходом было бы софинансирование программы
ДЛО по линии федеральных льготников из регионального бюджета. Так, кстати, делают богатые регионы с небольшим количеством льготников. «Мы, к сожалению, – говорит Карцевский,
– вложить собственные
деньги себе позволить не можем. В рамках региональной льготы у нас запланировано выделение
250 миллионов рублей, и хотя бы здесь все спокойно. А вот что касается федеральных льготников, ситуация не терпит
отлагательств, она требует срочного вмешательства федерального
центра».
В связи с этим правительство Нижегородской области отправило
письмо в адрес министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой за подписью губернатора о сложившейся
ситуации. Только в этой ситуации находимся далеко
не мы одни.
Теперь о другой стороне, связанной с бегством льготников
из зоны натуральных льгот. Их численность, повторюсь, самым
тесным образом связана с фактической средневзвешенной ценой одного рецепта и, следовательно,
с проблемой финансирования
программы ДЛО.
Дело в том, что главный принцип страховой медицины базируется на том, что относительно
здоровые платят за больных,
богатые – за бедных. В нормативной
средневзвешенной цене рецепта заложен расчет не только на дорогие лекарственные
средства для больных с тяжелой
патологией, например, бронхиальной астмой, туберкулезом,
диабетом, эпилепсией, но и для льготников с «легкими» заболеваниями. Отказ последних
от соцпакета, (а именно относительно
здоровых среди «отказников» большинство) по сути, подорвал «страховой принцип
». Как констатирует Александр
Карцевский, если в 2005 г. число федеральных льготников в регионе, которые отказались от денежной формы льготирования
медицинских услуг по линии ФОМСа и предпочли пользоваться
соцпакетом, составляло более 400 тысяч человек, то к началу нынешнего года их осталось
порядка 62 тысяч.
Его пример
другим наука
Почему соцпакет теряет популярность
– вопрос отдельный. На него отчасти отвечают мытарства инвалида второй группы Александра
Владимировича Пронина в поисках «льготной правды», которые
он описал в письме в нашу редакцию.
«Вот уже третий год, – пишет он, – я веду борьбу с наследниками
Зурабова за свои и других инвалидов права на льготные лекарства.
К сожалению, эти права в нашей области врачами, чиновниками
от медицины незаконно ущемляются…»
История этой борьбы берет начало в марте 2008 г., когда в очередной раз, получив в своей
поликлинике отказ в выписке льготного рецепта на необходимое
ему лекарственное средство,
инвалид решил-таки за себя постоять. Причина отказа звучала буднично: препарата нет в аптеке. Однако за собственные деньги Александр Владимирович приобрел препарат беспрепятственно.
Сохранив кассовый чек, А.В.Пронин написал заявление в прокуратуру с просьбой через суд взыскать с поликлиники в его пользу затраченные средства.
Прокуратура поддержала иск А.В.Пронина, а суд этот иск удовлетворил. Медицинскому учреждению пришлось возместить
убытки истцу.
Но победу инвалид праздновал
недолго. Осенью того же года ситуация повторилась: опять отказ
и опять ссылка на отсутствие в аптеке льготного лекарства. На этот раз Александр Владимирович
решил добиться удовлетворения
своих законных прав другим
путем.
«На каких основаниях аптеки становятся крайними?» - задался
он вопросом. Тем более, что в «Порядке предоставления набора
социальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденном
приказом Минздравсоцразвития
РФ от 29.12.2004 г.
№ 328, черным по белому расписано,
как должен действовать механизм обеспечения льготников
лекарственными средствами в тех или иных случаях. В частности,
«в случае временного отсутствия
лекарственных средств, необходимых гражданину, – говорится
в документе, – аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения
его отсроченное обслуживание
или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем
лекарственных средств, взамен выписанного или иного
лекарственного средства по вновь выписанному рецепту…» О праве врача отказать в этом случае
льготнику в выписке рецепта в нем нет ни слова.
Ответ на свой вопрос А.В.Пронин нашел… в канцелярии
своей поликлиники. Внутренний
приказ главврача по этому медицинскому учреждению предписывал
участковым терапевтам оформлять бесплатные рецепты только «в пределах выделенных лимитов и утвержденной заявки и при наличии лекарственного средства в аптечной сети».
«Судя по этому приказу, – пишет
Александр Владимирович в письме в редакцию, – главврач явно превысил свои полномочия и так дополнил приказ Минздрава
РФ, что лишил меня и других льготников положенных нам лекарств
».
И опять инвалид обращается в прокуратуру. И опять та становится
на его сторону, направляя в поликлинику предостережение о недопустимости нарушения законодательства.
А далее пошла третья «серия» похождений инвалида в поисках льготной правды. Опустив многие конкретные детали этой истории, скажем, что на сей раз А.В.Пронин взялся опротестовать некоторые действия низовых исполнителей программы ДЛО, связанные с письмом министерства здравоохранения
Нижегородской области
«О выписке лекарственных
средств» от 10.11.2008 г.
в адрес главврачей учреждений здравоохранения области. В нем адресатам предписывается выписывать
лекарственные средства
«в строгом соответствии с утвержденной ранее заявкой». Заявка же, как известно, придерживается
лимитов средств федерального бюджета. Ну а тех, как мы писали в начале этой публикации,
сегодня явно недостаточно.
Вот и придумывают врачи разные уловки, чтобы в эти лимиты
уложиться.
Положительный результат прежних сюжетов своей борьбы
за законные права позволяет
А.В.Пронину надеяться, что и в этом он выйдет победителем. Если, конечно, его примеру – не падать духом, не отчаиваться, а бороться – последуют другие.
Хлопотное, правда, это дело. Но последователи у Пронина все-таки находятся. Плечом к плечу с ним сейчас за свои права бьется Людмила Ефимовна Казанина. По ее информации, поделиться которой она пришла в редакцию, недавно в поликлинике ей изменили
диагноз, как она думает, с той лишь целью, чтобы отказать в недешевом препарате, которым до сих пор она лечилась 10 лет.
Чем сердце
успокоится
С жалобами на трудности с получением бесплатных лекарств льготники идут не только в средства
массовой информации. Ситуацию
хорошо знают в Законодательном
собрании области, экспертно-аналитическая группа которого отслеживает реализацию
закона «О бесплатном обеспечении
населения Нижегородской
области лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения при амбулаторном
лечении». Недавно, проверив на этот счет ряд лечебно-профилактических учреждений, депутаты пришли к выводу, что в принципе особых сбоев с предоставлением
лекарств по программе
ДЛО там нет. Достаточно четко работают и фармацевтические компании, поставляющие на прилавки
поликлинических аптек жизненно
важные препараты. Встает вопрос: может, поликлиника поликлинике
рознь?
Парламентарии тоже не склонны
считать, что, если они нарушений
не усмотрели, то их и нет. «Если гражданам отказывают в лекарственной помощи, – говорит председатель комитета ЗС по социальным
вопросам Вячеслав Лазарев,
– им следует обращаться к руководству поликлиники. Есть вопросы, которые решаются на уровне департамента здравоохранения
города или на уровне министерства
здравоохранения области.
Например, если человек еще не вошел в список льготников. Такие моменты действительно бывают, так как заявка подается заранее на определенный период:
на месяц, на квартал. Вместе с правительством области, – говорит
он далее, – мы будем находить оптимальные пути решения существующих
проблем и при необходимости
вносить соответствующие
изменения в закон».
Между тем решение проблем, связанных с реализацией программы,
ищет и федеральное правительство.
Недавно глава Минздравсоцразвития
РФ Татьяна Голикова сообщила, что с 2011 г. в регионах
будет опробована новая схема обеспечения льготников лекарственными средствами. Предполагается
плавно уйти от системы государственных закупок в сфере ДЛО, и льготникам будет разрешено
самим приобретать в аптеках
препараты из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных
средств, а государство будет компенсировать им эти затраты.
«При этом в каждом регионе должна быть создана система учета,
чтобы можно было отследить каждый рецепт», – добавила она.
Будет ли в Нижегородской области реализовываться этот проект, таким образом, зависит от региона, от его возможности предоставить соответствующую инфраструктуру.
Елена МАСЛОВА
|
|