быстрый переход к контенту, меню сайта, карте сайта
  Карта сайта 
 

Азбука ТСР: Общественный транспорт, ограниченные возможности.

Disclaimer: Все обзоры для Азбуки Технических Средств Реабилитации носят субъективный характер.

Остановки для МиНиНа

В начале лета 2025 года у меня была возможность оценить удобство Московских трамваев. В Москве посадочные площадки трамвайных остановок поднимают до уровня пола вагона. В 2025-2026 в столице так планируют обустроить 150 посадочных площадок трамвайных остановок в дополнение к существующим 430. Посадочная площадка – это часть остановки, на которую первый шаг делаешь, выходя из трамвая. Высокая посадочная площадка и низкий пол трамвая должны быть на одном уровне.

посадочные площадки трамвайных остановок поднимают до уровня пола вагона

посадочные площадки трамвайных остановок поднимают до уровня пола вагона

посадочные площадки трамвайных остановок поднимают до уровня пола вагона

посадочные площадки трамвайных остановок поднимают до уровня пола вагона

посадочные площадки трамвайных остановок поднимают до уровня пола вагона

посадочные площадки трамвайных остановок поднимают до уровня пола вагона

посадочные площадки трамвайных остановок поднимают до уровня пола вагона

Благодаря высоким посадочным площадкам время посадки сокращается в два раза, потому что в трамвай входишь как в вагон метро. Трамваи на остановках стоят меньше и ходят чаще. Повышается удобство поездок с детской или инвалидной коляской.

посадочные площадки трамвайных остановок поднимают до уровня пола вагона

посадочные площадки трамвайных остановок поднимают до уровня пола вагона

посадочные площадки трамвайных остановок поднимают до уровня пола вагона

посадочные площадки трамвайных остановок поднимают до уровня пола вагона

Мои фото сделаны на остановки "Метро Сокольники". А очень хочется делать такие фото дома.

Когда же остановки Нижнего Новгорода поднимутся до уровня трамвая МиНиН?

С этим вопросом я обращался к принимающим решения о реконструкции трамвайной инфраструктуры чиновникам, депутатам, в прокуратуру. Напоминал, что, высота пола входной площадки нового трамвая около 370 мм, но даже на обособленных трамвайных остановках обновлённые посадочные площадки сделаны вровень с новым рельсом, а не со входом в новый трамвай.

«Высота посадочной площадки и высота пола в дверном проеме вагона должны быть подобраны таким образом, чтобы обеспечить удобную посадку и высадку пассажиров», а горизонтальное расстояние от бокового края вагона до края посадочной площадки должно быть не более 150 мм. Эти требования СП 98.13330.2018 и СП 59.13330.2020 обязательны. Пассажиры должны выходить из трамвая, как в Москве, а не спрыгивать с него, как в Нижнем Новгороде.

А как сейчас выходят и входят в трамвай Нижегородцы?

посадка и высадка маломобильных пассажиров в низкопольный трамвай сейчас затруднена

Директор ООО «Экологические проекты» Евгений Грабовский по итогам заседания экспертной группы по работе общественного транспорта нижегородской агломерации сообщал: «Подъем посадочных площадок до уровня подножки трамвая предусмотрен, где есть техническая возможность. На проспекте Гагарина таких остановок половина». Цитата по mintrans.nobl.ru

Кто же должен сделать остановки доступными?

Согласно ответу ГКУ «Центр развития транспортных систем Нижегородской области» доступность остановок и входящих в них посадочных площадок остаётся в ведении Нижегородского муниципалитета. Концессионер, меняющий рельсы, выполняет лишь благоустройство.

На заседании комиссии Думы Нижнего Новгорода по транспорту заместитель министра транспорта Нижегородской области Денис Рябинин отметил: делать это придется городу, так как в концессионное соглашение (с ООО «Экологические проекты») такие работы не включили. По его словам в 2026 году регион должен сдать и Федерации, и жителям полностью упакованный продукт – пути, вагоны и остановки.

Прокуратура подтвердила, остановочные павильоны находятся в муниципальной собственности. Газета писала об этом в январе и декабре 2024 года.

Обеспечение доступности трамвайных маршрутов – обязанность муниципалитета.

Директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Нижнего Новгорода Андрей Житников ещё в 2023 году сообщал городским депутатам, такая работа ведется.
Редакция направляла свои вопросы Житникову 15.06.2023 года. Ответа не последовало.

До 2026 года осталось совсем недолго. Вы видели на реконструированных трамвайных маршрутах хоть одну остановку, соответствующую Российским нормативам? Остановку, с которой в вагон трамвая можно шагнуть так же легко, как в вагон метро?

в вагон трамвая можно шагнуть так же легко, как в вагон метро

Если видели такую - напишите мне и пришлите фотографии при возможности!

На сегодня я вижу либо посадочные площадки вровень с головкой рельса, как на Бурнаковке сделали в мае 2025 года.

посадочные площадки вровень с головкой рельса на Бурнаковке

посадочные площадки вровень с головкой рельса на Бурнаковке

посадочные площадки вровень с головкой рельса

И на конечной трамваев 6, 7 на Гордеевке.

посадочные площадки вровень с головкой рельса на Гордеевке

посадочные площадки вровень с головкой рельса на Гордеевке

посадочные площадки вровень с головкой рельса на Гордеевке

Либо посадочные площадки, приподнятые над остановочными и отодвинутые от трамвая на расстояние шага балерины, как на конечной остановке «Мыза».

посадочные площадки, приподнятые над остановочными и отодвинутые от трамвая на расстояние шага балерины

посадочные площадки, приподнятые над остановочными и отодвинутые от трамвая на расстояние шага балерины

На остановке «Караваиха» пассажир теперь должен сначала спуститься с трамвая в щель между вагоном и посадочной площадкой. А после этого подняться на посадочную площадку.

посадочные площадки, приподнятые над остановочными и отодвинутые от трамвая

посадочные площадки, приподнятые над остановочными и отодвинутые от трамвая

посадочные площадки, приподнятые над остановочными и отодвинутые от трамвая

посадочные площадки, приподнятые над остановочными и отодвинутые от трамвая

Опасное благоустройство! В Москве пассажир делает один шаг по горизонтали, сразу ступая на высокую посадочную площадку, приближенную к вагону как в метро.

"5 мая 2023 года организация "Инватур " провела мониторинг доступности нового трамвая в Нижнем Новгороде. Люди с инвалидностью активно пользуются общественным транспортом города, и для них важна его доступность. Трамвай удобный: низкопольный и доступен для людей, передвигающихся на колясках, а также и для незрячих людей.
Городская инфраструктура постепенно развивается в сторону доступности для людей с инвалидностью.
-Есть, конечно, недочёты в плане обустройства доступности, - комментирует Оксана Кислицына, Уполномоченный по правам человека Нижегородской области. К примеру, не сделаны плавные съезды на пешеходных переходах. Надеюсь, что удастся в будущем решить эту проблему и устранить недостатки."

Пассажиры на инвалидных колясках не смогли самостоятельно ни войти ни выйти из нового трамвая. Уклон откидного пандуса слишком крут. Да и некому скоро будет откидывать пандус. Кондукторов в трамваях массово заменяют на электронные терминалы оплаты проезда, а водитель имеет право покидать кабину только после того, как обесточит вагон (опустив токоприёмник) согласно требованиям должностной инструкции и требованиям безопасности от антитеррористической комиссии.

мониторинг доступности нового трамвая в Нижнем Новгороде

мониторинг доступности нового трамвая в Нижнем Новгороде

Если бы остановка была вровень с полом трамвая (как предписывает СП 98.13330.2018 и СП 59.13330.2020), пассажиры входили и выходили бы так же быстро, как в метро. Это ускорило бы оборачиваемость подвижного состава и повысило эффективность электротранспорта.

На презентации трамвая БКМ-Т811 "МиНиН" 3 декабря 2022 года губернатор сначала поднимается на высокую посадочную площадку, а потом делает шаг в трамвай, пол которого практически вровень с посадочной площадкой.

трамвай

телеграм Глеб Никитин

«Приобретение нового подвижного состава, реконструкция имеющейся инфраструктуры и высокое качество обслуживания пассажиров сделают городской электротранспорт более привлекательным и комфортным для нижегородцев и гостей города. Современные вагоны станут удобнее для маломобильных категорий граждан и пассажиров с детьми» — обещал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

Три года спустя, 26 июня 2025 года, на презентации трамвая Т856 МиНиН губернатору снова построили высокую остановку, вровень с полом трамвая, чтобы удобно было заходить в салон. А когда на трамвайных маршрутах Нижнего Новгорода такие остановки сделают для остальных Нижегородцев?

трамвай Т856 МиНиН

трамвай Т856 МиНиН

трамвай Т856 МиНиН

Сколько же ждать обещанных комфортных условий посадки в трамвай? Когда трамвайные остановки Нижнего Новгорода станут доступными для маломобильных пассажиров? Неужели выполнение обязательных требований федерального законодательства так дорого и сложно для Нижегородских чиновников?

Уважаемые читатели! Вы видели на реконструированных трамвайных маршрутах хоть одну удобную остановку, с которой в вагон трамвая можно шагнуть так же легко, как в вагон метро? Пришлите фото ваших трамвайных остановок на адрес редакции газеты «Здравствуйте, Люди!» или через страницы газеты в соц сетях. Напишите - а вам удобно?

Андрей Анисимов, ведущий рубрики.

Из истории вопроса

20.06.2018 года мэрия реализует концессию с ПАО "Ростелеком". 400 тысяч рублей поступило в бюджет Нижнего Новгорода от концессии по "умным" остановкам за 2022 год nn-now.ru

11.05.2022 Комиссии думы Нижнего Новгорода одобрили передачу в областную собственность всего имущества МП «Нижегородэлектротранс» — троллейбусов, трамваев, депо, тяговых станций, рельсов и контактной сети kommersant.ru

29.09.2022 г  Правительство Нижегородской области и ООО «Экологические проекты» подписали концессионное соглашение о модернизации инфраструктуры электротранспорта в Нижнем Новгороде (от 28 сентября 2022 года № 245-П «О создании и эксплуатации имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования в городе Нижнем Новгороде», заключенным между ООО «Экологические проекты» и Нижегородской областью) rlw.gov.ru

Компания «Экологические проекты» была образована в апреле 2022 года. Ее учредителями являются АО «Корпорация развития Нижегородской области» (99%) и «Технопарк Н2О» (1%). Последнее является центром научных разработок особой экономической зоны «Кулибин». В августе 2022 года компания «Экологические проекты» выступила заказчиком на поставку трамвайных вагонов стоимостью 1,7 млрд рублей nn.ru Общество с ограниченной ответственностью «Экологические проекты» ИНН 5249177252 КПП 526001001 603001, г Нижний Новгород, ул. Почаинская, д.17С, помещ. 327 audit-it.ru + zakupki.kontur.ru + nn.ru

Нормативы и рекомендации


5 Трамвайные пути и их обустройство.
Габариты
«5.5 Минимальное горизонтальное расстояние от оси трамвайного пути на прямых участках до зданий, сооружений и устройств надлежит принимать, м:
- края посадочной площадки - 1,4; для трамвайных линий колеи 1435 мм и 1000 мм уточняется на стадии составления проекта в зависимости от габаритной ширины трамвайного вагона, при этом от бокового края вагона не более 150 мм;»

«5.29 Высота посадочной площадки и высота пола в дверном проеме вагона должны быть подобраны таким образом, чтобы обеспечить удобную посадку и высадку пассажиров, но быть не менее 150 мм и не более 300 мм от уровня головки рельс» (СП 98.13330.2018 СВОД ПРАВИЛ  ТРАМВАЙНЫЕ И ТРОЛЛЕЙБУСНЫЕ ЛИНИИ ). Применение на обязательной основе п. 5.29 обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 04.11.2017 N 2438-р Об утверждении перечня документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения).


«3.8 доступность: Характеристика зданий, сооружений и используемых на них информационных средств, обеспечивающая возможность воспользоваться ими маломобильными группами населения».

«Посадочная площадка трамвая должна выполняться в одном уровне с порогом трамваев, доступных для МГН, и иметь ширину не менее 1,5 м в местах посадки МГН в вагоны без использования рампы или подъемника» (п. 8.4.19 СП 59.13330.2020 СВОД ПРАВИЛ ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ). Данный пункт является обязательным в соответствии с Федеральным законом 184-ФЗ "О техническом регулировании".


«Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): 1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур… 2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» … 3) 3) возможность самостоятельного передвижения по территории ... посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски» (Федеральный закон 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Статья 15).


Остановочный пункт это место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств (пункт 11 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»)


Остановочный пункт является элементом обустройства автомобильных дорог. А автопавильон дорожным сооружением (пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»)


В населённых пунктах - остановочные пункты которые отнесены к дорожной деятельности, находятся на балансе органа местного самоуправления (муниципалитет) на который возложен муниципальный контроль (по требованию пунктов 5-7 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 2 статьи 13.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»).

Больше технических деталей можно найти в публикации "Кто отвечает за доступность посадочных площадок трамвайных остановок в Нижнем Новгороде?"


Доступная среда – это четыре компонента: досягаемость, безопасность, информативность и комфортность.

Трамвайные маршруты и остановки Нижнего Новгорода

Трамвайные маршруты Нижнего Новгорода

Это фото Нижегородских остановок. Больше фото московских остановок можно посмотреть на официальном сайте mosmetro.ru.

посадочные площадки трамвайных остановок поднимают до уровня пола вагона

Газету можно выписать через сайт Почты России с доставкой на дом. 
Подари родителям подписку! Подписной индекс ПР710. 

Главный редактор Владимир ДолговО газете «Здравствуйте, люди!»: Адрес редакции 603076, Нижний Новгород, пр Ленина 54а к 216, 8(831)2505343, gazeta-social@yandex.ru
Давайте сотрудничать!
Сообщества читателей газеты в социальных сетях: ОдноклассникиВКонтакте


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Приволжскому федеральному округу. Свидетельство ПИ № ТУ 52-0171 от 6 августа 2009 г. Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. Подписной индекс ПР710
О сайте invamagazine.ru: Copyright©2007-2025. All rights reserved
WebMastering AnisNN: admin@anisnn.ru
 
Карта сайта | Поиск по сайту | Контакты и доступность
Подшивка газеты «Здравствуйте, люди!» | Азбука Технических Средств Реабилитации | Видеоблог «Нижний Новгород, взгляд снизу»