быстрый переход к контенту, меню сайта, карте сайта
  Карта сайта 
 

Азбука ТСР: Общественный транспорт, ограниченные возможности.

Disclaimer: Все обзоры для Азбуки Технических Средств Реабилитации носят субъективный характер.

В 2024 году на трамвайных остановках Москвы появилось 27 новых приподнятых платформ. В 2025-2026 в столице предполагается обустроить ещё 150 платформ в дополнение к 430 существующим. Приподнятые платформы находятся на одном уровне с низким полом трамвая, делая посадку и высадку пассажиров удобнее и быстрее. Благодаря приподнятым платформам время посадки в трамвай сокращается в два раза — с одной минуты до 20–30 секунд, потому что для входа и выхода из транспорта достаточно сделать всего один шаг на одном уровне. Благодаря таким остановкам повышается удобство поездок на трамваях с детской коляской или велосипедом.

В 2024 году на трамвайных остановках Москвы появилось 27 новых приподнятых платформ

В 2024 году на трамвайных остановках Москвы появилось 27 новых приподнятых платформ

В 2024 году на трамвайных остановках Москвы появилось 27 новых приподнятых платформ

Больше фото московских остановок можно посмотреть на официальном сайте mosmetro.ru.

Когда же остановки Нижнего Новгорода поднимутся до уровня трамвая МиНиН?

Я обращался с этим вопросом к принимающим решения о реконструкции трамвайной инфраструктуры областным чиновникам, к депутатам, к прокурору Нижегородской области и прокурору Нижнего Новгорода. Напоминал, что посадка и высадка маломобильных пассажиров в низкопольный трамвай сейчас затруднена, поскольку высота пола входной площадки нового трамвая около 370 мм. Напоминал, что согласно обязательным требованиям доступности остановок для маломобильных пассажиров: Высота посадочной площадки по отношению к высоте пола в дверях вагона должна обеспечить удобную посадку и высадку пассажиров. Горизонтальное расстояние от бокового края вагона до края посадочной площадки должно быть не более 150 мм. А как сейчас выходят и входят в трамвай Нижегородцы?

посадка и высадка маломобильных пассажиров в низкопольный трамвай сейчас затруднена

Согласно ответам на брифинге ГКУ "Центр развития транспортных систем Нижегородской области" 26 апреля 2023 года доступность остановок и входящих в них посадочных площадок остаётся в ведении муниципалитета Нижнего Новгорода. Концессионер, меняющий рельсы, выполняет лишь благоустройство. Прокуратура в своём ответе так же подтвердила: остановочные павильоны находятся в муниципальной собственности.

Ещё 20 июня 2024 года Директор ООО «Экологические проекты» Евгений Грабовский по итогам заседания экспертной группы по работе общественного транспорта нижегородской агломерации сообщил, что там, где есть техническая возможность, предусмотрен подъем остановочных пунктов на модернизируемых линиях до уровня подножки трамвая. «На проспекте Гагарина так устроена половина остановок. А, к примеру, на улице Белинского для этого бы потребовалось поднимать уровень дороги в районе остановок, причем остальная проезжая часть останется на прежнем уровне. По такой схеме пробовали пойти в Москве. Теперь от нее отказываются из-за роста числа ДТП — автомобили в условиях недостаточной видимости налетают на такие подъемы, что приводит к тяжелым последствиям», — пояснил директор ООО «Экологические проекты». Цитата по mintrans.nobl.ru

20 января 2023 года на заседании комиссии Думы Нижнего Новгорода по транспорту заместитель министра транспорта Нижегородской области Денис Рябинин сказал, что заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Григоренко поставил задачу по обновлению трамвайных остановок. Однако делать это придется городу, так как в концессионное соглашение (с ООО «Экологические проекты») такие работы не включили. Директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Нижнего Новгорода Андрей Житников подтвердил, что такая работа ведется. По словам Рябинина, в 2026 году регион должен сдать и Федерации, и жителям полностью упакованный продукт – пути, вагоны и остановки.

До 2026 года осталось совсем недолго. Вы видели на реконструированных трамвайных маршрутах хоть одну остановку, соответствующую Российским нормативам? Остановку, с которой в вагон трамвая можно шагнуть так же легко, как в вагон метро?

в вагон трамвая можно шагнуть так же легко, как в вагон метро

Если видели такую - напишите мне и пришлите фотографии при возможности!

На сегодня я вижу либо посадочные площадки вровень с головкой рельса,

осановочные площадки в ровень с головкой рельса

либо посадочные площадки, приподнятые над остановочными и отодвинутые от трамвая на расстояние шага балерины.

посадочные площадки, приподнятые над остановочными и отодвинутые от трамвая на расстояние шага балерины

посадочные площадки, приподнятые над остановочными и отодвинутые от трамвая на расстояние шага балерины

В результате пассажир должен сначала спуститься с трамвая на остановочную площадку и после этого подняться на посадочную площадку.

посадочные площадки, приподнятые над остановочными и отодвинутые от трамвая

посадочные площадки, приподнятые над остановочными и отодвинутые от трамвая

посадочные площадки, приподнятые над остановочными и отодвинутые от трамвая

посадочные площадки, приподнятые над остановочными и отодвинутые от трамвая

"5 мая 2023 года организация "Инватур " провела мониторинг доступности нового трамвая в Нижнем Новгороде. Люди с инвалидностью активно пользуются общественным транспортом города, и для них важна его доступность. Трамвай удобный: низкопольный и доступен для людей, передвигающихся на колясках, а также и для незрячих людей.
Городская инфраструктура постепенно развивается в сторону доступности для людей с инвалидностью.
-Есть, конечно, недочёты в плане обустройства доступности, - комментирует Оксана Кислицына, Уполномоченный по правам человека Нижегородской области. К примеру, не сделаны плавные съезды на пешеходных переходах. Надеюсь, что удастся в будущем решить эту проблему и устранить недостатки."

Пассажиры на инвалидных колясках не смогли самостоятельно ни войти ни выйти из нового трамвая. Уклон откидного пандуса слишком крут. Да и некому скоро будет откидывать пандус. Кондукторов в трамваях массово заменяют на электронные терминалы оплаты проезда, а водитель имеет право покидать кабину только после того, как обесточит вагон (опустив токоприёмник) согласно требованиям должностной инструкции и требованиям безопасности от антитеррористической комиссии. Если бы остановка была вровень с полом трамвая (как предписывает СП 98.13330.2018 и СП 59.13330.2020), пассажиры входили и выходили бы так же быстро, как в метро. Это ускорило бы оборачиваемость подвижного состава и повысило эффективность электротранспорта.

мониторинг доступности нового трамвая в Нижнем Новгороде

мониторинг доступности нового трамвая в Нижнем Новгороде

«Приобретение нового подвижного состава, реконструкция имеющейся инфраструктуры и высокое качество обслуживания пассажиров сделают городской электротранспорт более привлекательным и комфортным для нижегородцев и гостей города. Современные вагоны станут удобнее для маломобильных категорий граждан и пассажиров с детьми» — губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

На презентации трамвая БКМ-Т811 "МиНиН" губернатор сначала поднимается на высокую посадочную площадку, а потом делает шаг в трамвай, пол которого практически вровень с посадочной площадкой.

трамвай

Сегодня, как правило, посадочные площадки размещены на уровне головок рельсов, а не вровень с полом низкопольного трамвая МиНиН. Посадочная площадка – это та часть остановки, на которую первый шаг делаешь, выходя из трамвая. Сколько ещё ждать Нижегородцам комфортных условий посадки в трамвай?

Из истории вопроса

20.06.2018 года мэрия реализует концессию с ПАО "Ростелеком". 400 тысяч рублей поступило в бюджет Нижнего Новгорода от концессии по "умным" остановкам за 2022 год nn-now.ru

11.05.2022 Комиссии думы Нижнего Новгорода одобрили передачу в областную собственность всего имущества МП «Нижегородэлектротранс» — троллейбусов, трамваев, депо, тяговых станций, рельсов и контактной сети kommersant.ru

29.09.2022 г  Правительство Нижегородской области и ООО «Экологические проекты» подписали концессионное соглашение о модернизации инфраструктуры электротранспорта в Нижнем Новгороде (от 28 сентября 2022 года № 245-П «О создании и эксплуатации имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования в городе Нижнем Новгороде», заключенным между ООО «Экологические проекты» и Нижегородской областью) rlw.gov.ru

Компания «Экологические проекты» была образована в апреле 2022 года. Ее учредителями являются АО «Корпорация развития Нижегородской области» (99%) и «Технопарк Н2О» (1%). Последнее является центром научных разработок особой экономической зоны «Кулибин». В августе 2022 года компания «Экологические проекты» выступила заказчиком на поставку трамвайных вагонов стоимостью 1,7 млрд рублей nn.ru Общество с ограниченной ответственностью «Экологические проекты» ИНН 5249177252 КПП 526001001 603001, г Нижний Новгород, ул. Почаинская, д.17С, помещ. 327 audit-it.ru + zakupki.kontur.ru + nn.ru

Нормативы и рекомендации

5 Трамвайные пути и их обустройство.
Габариты
«5.5 Минимальное горизонтальное расстояние от оси трамвайного пути на прямых участках до зданий, сооружений и устройств надлежит принимать, м:
- края посадочной площадки - 1,4; для трамвайных линий колеи 1435 мм и 1000 мм уточняется на стадии составления проекта в зависимости от габаритной ширины трамвайного вагона, при этом от бокового края вагона не более 150 мм;»

«5.29 Высота посадочной площадки и высота пола в дверном проеме вагона должны быть подобраны таким образом, чтобы обеспечить удобную посадку и высадку пассажиров, но быть не менее 150 мм и не более 300 мм от уровня головки рельс» (СП 98.13330.2018 СВОД ПРАВИЛ  ТРАМВАЙНЫЕ И ТРОЛЛЕЙБУСНЫЕ ЛИНИИ ). Применение на обязательной основе п. 5.29 обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 04.11.2017 N 2438-р Об утверждении перечня документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения)

«3.8 доступность: Характеристика зданий, сооружений и используемых на них информационных средств, обеспечивающая возможность воспользоваться ими маломобильными группами населения».

«Посадочная площадка трамвая должна выполняться в одном уровне с порогом трамваев, доступных для МГН, и иметь ширину не менее 1,5 м в местах посадки МГН в вагоны без использования рампы или подъемника» (п. 8.4.19 СП 59.13330.2020 СВОД ПРАВИЛ ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ). Данный пункт является обязательным в соответствии с Федеральным законом 184-ФЗ "О техническом регулировании".

«Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): 1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур… 2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» … 3) 3) возможность самостоятельного передвижения по территории ... посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски» (Федеральный закон 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Статья 15).

Остановочный пункт это место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств (пункт 11 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»)

Остановочный пункт является элементом обустройства автомобильных дорог. А автопавильон дорожным сооружением (пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»)

В населённых пунктах - остановочные пункты которые отнесены к дорожной деятельности, находятся на балансе органа местного самоуправления (муниципалитет) на который возложен муниципальный контроль (по требованию пунктов 5-7 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 2 статьи 13.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»).

Больше технических деталей можно найти в публикации "Кто отвечает за доступность посадочных площадок трамвайных остановок в Нижнем Новгороде?"


Доступная среда – это четыре компонента: досягаемость, безопасность, информативность и комфортность.

Трамвайные маршруты и остановки Нижнего Новгорода

Трамвайные маршруты Нижнего Новгорода

Так когда же трамвайные остановки Нижнего Новгорода станут доступными для маломобильных пассажиров? Для этого как минимум посадочные площадки у обновлённых рельсовых путей должны быть подняты до уровня пола трамвая МиНиН и расположены параллельно рельсам на расстоянии не более 150 мм от бокового края вагона. Неужели выполнение обязательных требований федерального законодательства так дорого и сложно для Нижегородских чиновников?

Уважаемые читатели! Если вы пользуетесь трамваями - пришлите мне фото ваших трамвайных остановок. На адрес редакции газеты "Здравствуйте, Люди!" или через страницы газеты в соц сети Вконтакте или Одноклассники. И напишите - а вам удобно?

С уважением, Андрей Анисимов. Май 2025 года.

Газету можно выписать через сайт Почты России с доставкой на дом. 
Подари родителям подписку! Подписной индекс ПР710. 

Главный редактор Владимир ДолговО газете «Здравствуйте, люди!»: Адрес редакции 603076, Нижний Новгород, пр Ленина 54а к 216, 8(831)2505343, gazeta-social@yandex.ru
Давайте сотрудничать!
Сообщества читателей газеты в социальных сетях: ОдноклассникиВКонтакте


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Приволжскому федеральному округу. Свидетельство ПИ № ТУ 52-0171 от 6 августа 2009 г. Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. Подписной индекс ПР710
О сайте invamagazine.ru: Copyright©2007-2025. All rights reserved
WebMastering AnisNN: admin@anisnn.ru
 
Карта сайта | Поиск по сайту | Контакты и доступность
Подшивка газеты «Здравствуйте, люди!» | Азбука Технических Средств Реабилитации | Видеоблог «Нижний Новгород, взгляд снизу»