|
Февраль 2012г
Стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
…Зато жизни много
Год российской истории уже начался. Таким названием мы обязаны президенту Д.А.Медведеву. В самом деле
обязаны – когда-то надо прекращать хвататься за восточные календари, тащить в свою жизнь хэллоуин и прочие праздники западных стран. Нам, россиянам, есть чем
гордиться: предки оставили нам большое государство,
возможность вести независимое существование, культуру всемирного значения. Зачем же самим идти в полон к
чужим традициям?
«Исключительно важные события», как говорит президент, дали имя 2012 году. И действительно, что называется, сошлось: 1150 лет с момента возникновения русской государственности, 400 лет народному ополчению во главе с Мининым и Пожарским,
200-летие победы над наполеоновским войском в Отечественной войне
1812 года. Самые главные для нас исторические события, когда русские
люди становились единым целым!
Нижний Новгород занимает особое место в российской истории. Да,
его еще не было 1150 лет назад, но места, названные потом Дятловыми
горами или Стрелкой, устье Оки при впадении в Волгу – они существовали, и наверняка проплывали мимо них высокие ладьи по пути из варяг в
греки. А в 1612 году наш город, которому не исполнилось еще четырехсот
лет, прославился призывом Кузьмы Минина идти «купно за едино» спасать
столицу да и само российское государство. Нижегородцы создали народное ополчение, к которому присоединились костромичи, ярославцы и все
россияне, не равнодушные к судьбам родины. Кстати, заслуги нижегородцев очень высоко ценили декабристы: в начале девятнадцатого века
они предполагали сделать наш город столицей российского государства
из-за сильного патриотического чувства его жителей. Декабристы, как говорится, знали толк в патриотизме – большинство из них сражалось против наполеоновского нашествия. И в регулярной русской армии воевали
нижегородцы, и народное ополчение опять создавалось. «Из ополчения не
вернулся»,- пишут архивисты иногда в справках нашим современникам,
выстраивающим свое генеалогическое древо и докопавшимся до 1812
года. При всем уважении к большому писателю Алексею Максимовичу
Горькому, чье имя наш город носил около шестидесяти лет, мы все-таки
рады были вновь стать жителями славного Нижнего Новгорода.
Сегодня мы начинаем публикацию материалов, посвященных Году российской истории. Хорошо, если читатели газеты тоже подключатся к этой
теме: нам интересно, как воспринимаются исторические даты на современном фоне, важно, если традиции входят в нынешние реалии. Пишите,
присылайте фотографии, задавайте интересующие вас вопросы!
Светлана ИСАКОВА
К 400-летию
Нижегородского ополчения
В каталоге экскурсий Нижегородского государственного художественного
музея есть одна, не похожая ни на какие
другие. Она посвящена всего одной картине – «Воззвание Минина» кисти Константина Маковского, сюжет которой
переносит нас в эпоху формирования
народного ополчения 1612 года.
Надо сказать, что слово «картина» к этому творению не особенно подходит. Это
огромное полотно, по своим размерам не
имеющее аналогов в русской станковой
живописи. Площадь «Воззвания» превышает 40 квадратных метров, и для его демонстрации, впрочем, как и для работы над ним,
каждый раз требовались оригинальные технические решения и особые условия.
Не без приключений попав в 1908 году в
Нижний (художник подарил городу, родине
ополчения, свою работу), полотно разместилось в Гербовом зале здания городской
думы, известного современным горожанам как Дворец труда. После же решения
о переносе картины в более доступное для
широкой публики помещение (1972 год), в
здание Горьковского художественного музея на Верхне-Волжской набережной, для
нее пришлось специально приспосабливать зал. С 2004 года полотно экспонируется в выстроенном для него павильоне, появившемся на музейной территории после
реставрации дома купца Д.Сироткина.
Однако «музей одной картины», как называют экспозицию работы Маковского,
был создан не только из-за ее размеров.
Размеры соотносятся с масштабом исторического события, послужившего темой
этого произведения, – подвига народного
ополчения 1612 года, сумевшего выбить из
Москвы иноземных захватчиков, что, как известно, переломило ход российской истории. Вместе с мастерством живописца все
это делает картину одним из шедевров музейного собрания и главной достопримечательностью нижегородского региона.
В сюжет картины – обращение нижегородского земского старосты Кузьмы
Минина к жителям Нижнего Новгорода
с предложением пожертвовать всем для
освобождения родной земли, призвать в
Нижний храбрых и мужественных воинов
Московского государства, «достоверных
дворян града Смоленска» и на собранные
средства снарядить их в ратный поход на
Москву – положены подлинные факты. Константин Маковский собирал их на месте
исторических событий, дважды в период
работы над картиной, летом 1891 года и в
апреле 1892 года, побывав в Нижнем. Он
работал с архивными документами – с хронографами, летописями, рукописными сводами и другими историко-литературными
источниками, которые тщательно собирала
Нижегородская губернская ученая архивная
комиссия. Писал этюды уголков Нижнего и
делал портретные зарисовки с нижегородских заводчиков, купцов, ремесленников,
крестьян: их образами «заселена» картина.
(Только портретных персонажей здесь более ста). Познакомился с нижегородским
художником А.О.Карелиным, у которого
была собрана одна из лучших в России коллекций народного искусства и предметов
быта, что помогло Маковскому справиться
с необычайно обильной предметной средой картины – в том числе приношениями
нижегородцев.
Ранним сентябрьским утром 1611 года
по всему Нижнему действительно загудели
колокола, и на их тревожный зов, на самом
оживленном месте города – Торговой площади Нижнего посада под стенами древнего кремля собрался нижегородский люд.
Действом этого вече на самом деле стал
крестный ход от церкви Иоанна Предтечи с
чудотворной иконой Казанской Богоматери, изображенный в правой части холста.
Эту икону послал на сохранение в Нижний
патриарх Гермоген. Икона сопровождала
ополчение вплоть до решающего сражения
– штурма Московского кремля 22 октября
(4 ноября) 1612 года и стала символом победы русского оружия над польскими интервентами.
Сам патриарх Гермоген был заточен
поляками в темницу, куда к нему с риском
для жизни проникли два бесстрашных посланца Нижнего - Родион Моисеев и Роман
Пахомов. Они получили грамоту, в которой
патриарх советовал иметь «чистоту душевную и братство, думать, как души свои положити… за веру», и писать «во все городы,
в полки к боярам и атаманам». Именно эту
грамоту, что так вдохновенно подействовала на нижегородцев, читает архимандрит
Нижегородского Печерского монастыря
Феодосий. Во главе крестного хода, благословляя народ на святое дело, идет протопоп Савва…
Многое в «Воззвании» создано и творческим воображением художника. Мы не
знаем, действительно ли свой страстный
призыв Кузьма Минин делал, стоя в центре многолюдной толпы на возвышении в
виде бочки. Правда ли рядом с оратором
был дьяк, записывающий приношения, а за
спиною Минина стоял незадачливый воевода Нижнего князь Звенигородский, не сумевший сцементировать волю народа? Но
теперь происходящее тогда мы иначе и не
воспринимаем.
Над «Воззванием Минина» Константин
Маковский работал пять лет, совершив сим
трудом свой собственный творческий подвиг. Ведь до этой работы Маковский слыл
салонным художником, писавшим бесконечные головки барышень и ложно-русские
сцены в стиле «рюсс». Здесь же он вышел
на «хоровое действие», как писал В.Стасов:
в исторической картине главным действующим лицом является народ – собственно,
как и в реальной истории.
Впервые полотно Маковского было показано в 1896 году на XVI Всероссийской
промышленной и художественной выставке
в Нижнем Новгороде, и у широкой публики
имело большой успех. Более сдержанно
работу поначалу приняла творческая среда.
Но и она потом не устояла перед серьезностью и значительностью воплощенной в
ней идеи. Идеи величия народа – вершителя судеб страны и нации. Зрителя покоряет экстатически мощный образ народного
вожака Кузьмы Минина, ставшего в изображении Маковского поистине былинным
богатырем.
После Нижегородской ярмарки «Воззвание Минина» демонстрировалось в залах
Исторического музея в Москве, на II народной выставке, устроенной Петербургским
обществом художников в 1901 году, а также
за рубежом, о чем восторженно писала парижская пресса..
Что касается современных нижегородцев, то для них картина имеет не только
художественную, но и историческую ценность, ибо в ней запечатлено героическое
прошлое нашего города. Историческую
значительность «Воззвания» хорошо понял
М.Горький. В одном из своих очерков с Всероссийской выставки он, отвечая тем, кто
слишком бранил Маковского за эту работу,
в самом конце пишет о ней так: «Хорошая
картина! Быть может, она несколько тускла
– в ней мало солнца, мало блеска… Не горит все это золото, серебро, ткани, главы
церкви. Небо покрыто белыми легкими клочьями облаков, между ними всюду синева,
но солнца мало… Зато жизни много».
Елена МАСЛОВА
В статье использованы материалы «Энциклопедии Нижнего Новгорода».
С такими в разведку идут
Доброй традицией нижегородской кадетской
школы стали лыжные
переходы по различным
маршрутам, посвященные тому или иному событию. В этом году свой лыжный марафон они посвятили 400-летию народного ополчения под
руководством нижегородского старосты Кузьмы
Минина и воеводы князя
Дмитрия Пожарского.
Участие в переходе
по маршруту Балахна –
Иваново – Ярославль –
Переяславль-Залесский
– Москва – Владимир – Балахна – Нижний Новгород
приняли 53 нижегородца
– воспитанника Нижегородской кадетской школыинтерната имени генерала
армии В.Ф.Маргелова и
члены молодежных военно-патриотических объединений Нижегородской
области.
По словам руководителя лыжной группы НКШИ
Владимира Воронова, за
неделю участники прошли на лыжах около 130 км.
«Везде нас встречали с
оркестром, с построением полков. Ребята подготовились и морально, и
физически. Все выдержали достойно, с дистанции
никто не сошел. С такими
кадетами я бы в разведку
пошел», – отметил он.
По окончании лыжного перехода, 18 января, в
Нижегородском кремле у
Вечного огня славы прошла торжественная церемония награждения всех
его участников. Мероприятие было организовано
министерством образования Нижегородской области. |
|