|
Май 2009г
Стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
В Совете по делам инвалидов
Из выступления председателя Всероссийского общества инвалидов, депутата Государственной Думы РФ А.В. ЛОМАКИНА-РУМЯНЦЕВА:
Безусловно, знаковым событием последнего времени стало заседание недавно созданного Совета
по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации, которое провел глава государства
в Москве. Решение проблем инвалидов на совещании в Кремле названо одной из главных государственных
задач! Россия присоединилась к международной Конвенции по правам инвалидов и в том числе поэтому обязана теперь создавать для людей с инвалидностью комфортные условия.
Сегодня мы публикуем выступление Дмитрия Анатольевича Медведева.
Вступительное слово
на заседании Совета
по делам инвалидов
Уважаемые коллеги!
Сегодня у нас первое заседание Совета
по делам инвалидов. Проблем, конечно,
очень много. Хотел бы сразу сказать, что рассчитываю на ваше заинтересованное
обсуждение столь серьёзной, важной и непростой для всех нас темы.
По данным, которыми пользуется Минздравсоцразвития, у нас в стране более 13 миллионов человек являются инвалидами. В соответствии с Указом, который я подписал, в конце прошлого года был создан наш Совет. Вы сами меня просили возродить такой Совет, который существовал пять лет, с 1996 по 2001 год. И когда поступило предложение его возродить,
оно было мною поддержано.
Наверное, особенно важно то, что мы с вами встречаемся не в простой, благостный
период, а в очень проблемный период развития нашего государства и общества. Понятно, что сейчас страдает наиболее незащищенная часть населения. Кризис всегда бьёт по наименее подготовленным людям, по наиболее незащищённым. Это в полной мере распространяется и на инвалидов.
Отношение к инвалидам всегда является
показателем зрелости общества. И, естественно, мы должны этот показатель стараться выводить на максимально высокий,
на максимально возможный в нынешней
ситуации уровень. Естественно и то, что государство обязано компенсировать
те возможности, которые ограничены – во всяком случае, часть возможностей – у инвалидов, повышенным вниманием к нуждам этих людей, созданием необходимой
инфраструктуры и эффективной нормативно-правовой базы.
У нас масса проблем в этой сфере, вы сами отлично это знаете. И когда инвалид
не может попасть ни в магазин, ни нормально сесть в самолёт, на поезд, посетить
музей, спортивный зал, кинотеатр, получить образование, это следует характеризовать
не просто как равнодушие или невнимательность – это прямое нарушение
Конституции нашей страны.
Тем не менее, определённая работа нами ведётся: за последние годы пенсия по инвалидности выросла практически в два раза в реальном выражении. Для тех, кто впервые признан инвалидом или прошёл
повторное переосвидетельствование, действуют индивидуальные программы, включающие медицинскую, профессиональную
и социальную реабилитацию. В стране создан 221 реабилитационный центр для инвалидов и 305 центров для детей с ограниченными возможностями.
В сентябре прошлого года после долгих согласований, непростых размышлений Россия присоединилась к международной Конвенции по правам инвалидов, которая предусматривает создание полноценной, безбарьерной среды для инвалидов, обеспечивает
их права на работу, на медицинское
обслуживание, образование, полноценное
участие в общественной жизни. И, конечно, в соответствии с Конвенцией государство обязано уделять повышенное внимание воспитанию уважительного отношения
к инвалидам.
Это фундаментальное изменение, потому
что Конвенция – очень непростой для страны документ, который накладывает
на нас весьма и весьма серьёзные обязательства. И Россия как ответственный
член международного сообщества должна будет принять все меры для её исполнения. Соответственно от нас потребуются
и корректировка законодательной
и нормативно-правовой базы, и значительные финансовые затраты, что, конечно, в нынешней ситуации непросто.
Тем не менее мы к этому готовы. В этой связи я поручаю Министру здравоохранения
и социального развития подготовить
комплексные предложения по ратификации Конвенции и представить их уже в окончательном варианте до конца
года.
Отмечу и то, что Конвенция разрабатывалась
в Организации Объединённых Наций при непосредственном участии отечественных экспертов. Значительная часть её базовых положений уже отражена в российском законодательстве, но ещё очень многое предстоит сделать для того, чтобы воплотить в жизнь самые современные
подходы в этой сфере.
Сегодня более чем актуальны проблемы,
связанные с образованием и трудоустройством
людей с ограниченными возможностями. По данным Минздравсоцразвития,
из 13 миллионов инвалидов почти 6 миллионов – трудоспособны, однако
получить работу из них смогли не более
15 процентов. Это несправедливо!
Между тем люди, которые имеют инвалидность,
очень часто добиваются самых впечатляющих результатов в общественной
жизни, работе, спорте. Среди них и известные политики, и общественные деятели, успешные предприниматели, видные учёные, мастера искусств и выдающиеся
спортсмены, достижениями которых мы гордимся.
На Паралимпиаде в Пекине в 2008 году наша сборная завоевала 63 медали. Я встречался с паралимпийцами, они очень многое сделали для престижа нашей страны.
Однако надо признать и то, что такие успехи зачастую достигнуты не благодаря,
а, к сожалению, вопреки условиям, которые созданы для жизни этих людей в нашем государстве. Поэтому и государственные,
и муниципальные организации, и объединения инвалидов, другие общественные
объединения обязаны сообща вырабатывать стратегию и тактику совместной
работы в этой сфере, но при необходимости,
конечно, и корректировать уже ранее принятые решения.
В марте этого года мною также внесена
на ратификацию в Государственную Думу Европейская социальная хартия, это тоже очень серьёзный документ. Она была подписана от имени Российской Федерации
ещё в сентябре 2000 года, и мы тоже проделали довольно значительный путь, прежде чем приняли ответственное решение
адаптировать эту конвенцию в наших условиях и приступить к её исполнению. Это тоже пример того, как нужно сообща работать. Здесь главное, конечно, не забегать
вперёд. В то же время, если решения приняты, они должны исполняться.
Сегодня предлагаю сконцентрироваться
на нескольких конкретных вещах. Во-первых, напомню, что в 2004 году был изменён порядок определения ежемесячной
денежной выплаты – так называемого ЕДВ – для инвалидов. Он был привязан не к группам инвалидности, как это было ещё с советских времен, а к другому показателю
– степени ограничения способности к трудовой деятельности.
Фактически этот размер стал зависеть от того, может ли человек работать, но в то же время не означает того, что с получением
работы у человека исчезает инвалидность.
В результате материальное положение
многих инвалидов ухудшилось. По тем данным, что мне представили, в денежном выражении потери составляют от 537 до 1208 рублей в месяц – деньги не лишние в любой ситуации, тем более в кризисной.
В этой связи я поручаю Правительству
с учётом тех предложений, которые поступили, проработать новый порядок установления размеров ежемесячных денежных
выплат инвалидам и внести соответствующий
порядок в Государственную Думу, а к Государственной Думе обращаюсь
с просьбой этот порядок рассмотреть – естественно, в консолидации усилий с Правительством.
Второе, на чём предлагаю сегодня остановиться. По имеющимся данным, лишь два процента автотранспорта общего
пользования оборудовано приспособлениями
для инвалидов, что недопустимо
мало. Эту проблему можно было бы решить и в рамках госзаказа (его доля у нас не снижается, в кризисный период
даже возрастает) на отечественную технику, автотехнику, средства на реализацию
которой у нас действительно предусмотрены. При этом количество автобусов, которые оборудованы специальными
приспособлениями для инвалидов,
должно соответствовать современным
нормам: по современным нормам таковых должно быть не менее пяти процентов
от общего числа.
И, наконец, третье, на что хотел бы сегодня
обратить внимание в своём вступительном
слове. В рамках национального проекта «Образование» мы с вами начали продвигать так называемое дистанционное
обучение для детей-инвалидов и вообще
для инвалидов. Доступ к современным образовательным технологиям должен быть обеспечен за счёт бюджета. Это, вне всякого сомнения, бесспорно правильный шаг, шаг в нужном направлении.
Мы просто обязаны создать нормальную
систему образования для инвалидов, чтобы дети и подростки могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных
школах, чтобы они не чувствовали
себя изолированными от общества.
Тем более что это нужно обществу не в меньшей степени, чем самим инвалидам.
Из выступления председателя Всероссийского общества инвалидов, депутата Государственной Думы РФ А.В. ЛОМАКИНА-РУМЯНЦЕВА: Все решения, принимаемые
по проблемам инвалидов, это проблемы социальной безопасности всех граждан. Эти решения принимаются не для инвалидов,
а делается для всех граждан России. В какой бы тяжёлой ситуации они ни оказались, они не окажутся выброшенными за борт.
О многих проблемах сегодня
не говорилось. Не говорилось о проблемах монетизации жилья (на наш взгляд, это недопустимо
в условиях кризиса), проблемах лекарственного обеспечения, обеспечения техническими средствами
реабилитации. У меня есть предложение: поручить
всем членам Совета представить свои соображения
для того, чтобы сформировать конкретный
план работы Совета. Может быть, даже в этом году, учитывая кризис, который
разразился во всем мире, надо провести не одно заседание Совета по тем проблемам, которые существуют в обществе. Например, проблема 94-го федерального закона, насколько он применим в социальной сфере, когда закупки, предназначенные для индивидуальных нужд, осуществляются в оптовом порядке.
Хотелось бы всё-таки ещё раз остановиться на главной проблеме - степень
ОСТД. Ни один из специалистов
не сумел ответить
на мой вопрос, а есть ли какие-нибудь объективные
критерии для того, чтобы определить степень ограничения способности
к труду. Вдумайтесь: к любому труду. Степень профессиональной трудоспособности,
временная
нетрудоспособность, способность человека к труду – как можно это определить? Сегодня у нас рынок, и предприниматель решает сам. Я позволю себе процитировать ответ инвалиду органом «С» по тому, как устанавливается степень (причём это инвалид
с детства, инвалид по слуху). Вот самый последний
пример из почты. Женщина
рассказывает, что её нигде не берут на работу, хотя получила профессию портной. А с 2003 года она инвалид, с 2008 года – бессрочно.
Дальше в ответе пишется: «Однако имеющиеся
нарушения органа слуха не дают основания для установления степени ОСТД, так как не приводят к снижению квалификации». В скобочках написано: «Вы её пока не имеете» – объёма
выполняемой работы или потери профессии». Каково это?
То есть этот термин надо исключать, он совершенно субъективен, и даёт возможность
для произвола. Создаёт возможность для коррупции. Нужно переходить
на международную классификацию инвалидности,
при определении всех выплат при определении
инвалидности. Тогда у нас не будет купленной инвалидности,
тогда не будет жалоб со стороны людей.
Очень хорошо, что в пенсионном
законе готовятся изменения, но нужен более широкий круг вопросов. В частности, предлагают ввести
уже сейчас новое определение
инвалидности, которое
созвучно Конвенции, предлагают восстановить систему реабилитации инвалидов,
которая была вычеркнута
122-м законом.
Ещё на одном моменте
хотелось остановиться. Вы сказали о доступности среды, в частности, специальном
автотранспорте для инвалидов, говорилось о создании безбарьерной среды. Всё совершенно правильно. Но на сегодняшний
день отсутствует регламентирующий документ
для строительства. Нет строительных норм, которые обязаны были бы выполнять рабочие. В Аппарате Правительства находится законопроект, проект технического регламента
о безопасности зданий
и сооружений, который давно должен был быть внесён в Государственную Думу. К сожалению, в этом законопроекте недостаточно
затронуты вопросы доступности, а следовательно,
безопасности зданий
и сооружений для инвалидов.
Нас очень беспокоит, что законопроект разделяет здания на доступные и недоступные
для инвалидов. Это совершенно недопустимо,
противоречит Конвенции.
Поэтому просьба поручить Правительству рассмотреть эти вопросы. Доработать законопроект по техническому регламенту
в части обеспечения доступности зданий и сооружений
для инвалидов с учётом потребностей, проблем
инвалидов.
Разработать программу обеспечения доступности общественного транспорта для маломобильных групп населения. Это очень важный
аспект. Почему нужно просто так давать деньги автопрому?
Почему его не обязать
и не нагрузить социальными
проблемами? И внести как обязательное требование
доступность зданий для инвалидов при реализации национального проекта «Доступное
жильё». Мы говорим о том, что строится социальное
жильё, но оно для социально
незащищённых слоёв - инвалидов недоступно.
Сегодня возникает проблема
с существованием трудоспособного и ещё не работающего лица, по сути, на зарплату в 1200 рублей. Есть и другие проблемы,
связанные с этим указом. Мы подготовили наши предложения. Я хотел
бы их передать.
Я очень надеюсь, что работа нашего Совета действительно будет планомерной,
потому что проблем
накопилось очень много. Давайте постараемся
сделать так, чтобы это заседание Совета стало первым, но далеко не последним. |
|