Азбука ТСР: Тематические обзоры.
Disclaimer: Все обзоры для Азбуки Технических Средств Реабилитации носят субъективный характер, не являются рекламой и не служат прямым руководством к действию.
Азбука доступных путешествий. Нижний Новгород. Туризм с ограниченными возможностями.
Знаете ли вы, что 27 сентября Россия отмечала Всемирный день туризма? С 27 по 29 сентября министерством туризма и промыслов Нижегородской области и АНО «Агентство гостеприимства Нижегородской области» для нижегородцев и гостей региона было организовано около 100 бесплатных туристических экскурсий.
С 29 сентября туристический потенциал Нижегородской области представлен на национальном туристическом портале russia.travel. Теперь условно здоровые туристы могут самостоятельно спланировать подробный маршрут путешествия по Нижнему Новгороду и муниципалитетам региона.
Со 2 октября туристический портал «Знакомьтесь, Нижний» запустил спецпроект на сайте nn-tourist.ru и чат-бот в ТГ «В Нижний? Запросто!» с простыми маршрутами, ориентированными на разный период пребывания гостей в Нижнем Новгороде. Можно скомплектовать программу на несколько часов, на один день, выходные или на неделю.
Я пролистал оба сайта и ни слова не нашел о доступности для маломобильных туристов. Маршрут на широко разрекламированных сайтах просто выстраивается по Яндекс-карте. Знает Яндекс о лестнице на пути – отметит. Не знает о высоких бордюрах или глубоких лужах – будет туристу сюрприз…
И туристы маломобильные город посещают регулярно. И маршруты доступные есть. И гиды опытные могут подсказать где поесть, где отдохнуть. Так что же скромничает «Агентство гостеприимства Нижегородской области»? Тем более, что только в 2023 году Нижегородская область получила 255 млн рублей от Ростуризма на грантовую поддержку проектов в сфере туризма. Из них 148,7 млн рублей направлены на развитие туристической инфраструктуры, а 106,3 млн рублей распределены между проектами на создание электронных путеводителей, развитие доступной среды для туристов с ограниченными возможностями здоровья, разработку новых туристических маршрутов. Дополнительные субсидии были выделены на реализацию мероприятий туристского кода центра города в Нижнем Новгороде и Городце. Общая сумма бюджетного финансирования составила более 350 млн рублей.
И это только часть финансовых вливаний в доступность города для туристов.
Самые существенные сдвиги в доступности Нижнего Новгорода профинансированы и реализованы на объектах губернаторского проекта инициативного бюджетирования «Вам Решать!», федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», «Туризм и индустрия гостеприимства» и «Безопасные качественные дороги».
Важно! МОСКВА, 17 октября 2023 года. /ТАСС/. Более половины установленных медико-социальной экспертизой случаев инвалидности среди участников специальной военной операции связаны с ампутацией конечностей. "Признаны инвалидами с ампутацией конечностей порядка 54% от всех освидетельствованных" - сказал замминистра на круглом столе в Совете Федерации на тему "Комплексная реабилитация участников специальной военной операции, получивших увечья или заболевания в ходе выполнения боевых задач". Вовченко уточнил, что доля ампутаций верхних конечностей составляет около 20%, что также "беспрецедентно высокая доля". Насколько комфортно ветеранам СВО будет перемещаться по Нижнему Новгороду? Насколько Нижегородская область готова к росту маломобильных путешественников, в том числе в рамках медицинского туризма, в рамках прибытия ветеранов СВО на реабилитацию в Нижегородскую область, в наши реабилитационные центры и санатории?
2023 год заканчивается, и хотелось бы услышать мнение читателей газеты и гостей города: Как нацпроекты изменили Нижний Новгород? Чем можно похвалиться, а каких ошибок можно было бы избежать?
Начну с себя. Самое знаковое и важное изменение года (с моей точки зрения) – занижение бордюрного камня на зебре Георгиевского съезда со стороны памятника Чкалову.

Огромные средства были потрачены городом в 2021-23 годах на реконструкцию площади Минина и Верхнее-Волжской набережной. Теперь ими можно гордиться! На них занижены практически все пешеходные переходы. В июле 2023 года недоступными для туристов с ограниченными физическими возможностями передвижения (инвалиды-колясочники, путешественники в ортезах на колене и т.д.) оставались лишь два пешеходных перехода. К осени переход к смотровой площадке у памятника Чкалову наконец-то занизили, да так аккуратно, что туристы и не догадываются о реконструкции!
Надеюсь, в скором времени Нижегородские власти занизят и второй высокий бордюр на пешеходном переходе через пл. Минина - на зебре от улицы Минина к Кремлёвскому бульвару.

А ещё недавно приходилось выслушивать вот такие впечатления от гостей города. Михаил: «В прошлом был в Нижним у родственников, мне очень понравилось! Но у вас в городе тоже проблемы с доступной средой. Т.к. я передвигаюсь в ортезе, мне зачастую было неудобно забираться на высокие тротуары около памятника Чкалову и в самом Кремле. Хотя я привык так передвигаться по любимому Мурманску. Мне очень понравился ваш новый аэровокзал! И меня приятно удивило, как помогают и сопровождают инвалида в вашем аэропорту».
Второе по важности изменение года (с моей точки зрения) – занижение бордюров на пересечении улиц Рождественская, Широкая и Верхне-Волжская набережная.

Теперь маломобильным туристам существенно легче перейти с безбарьерной чётной стороны улицы Рождественская на безбарьерную нечётную сторону улицы Кожевенной или спуститься на безбарьерную набережную.
Я не случайно указываю, какая сторона этих очень популярных у туристов улиц доступна. Чтобы выстроить безбарьерный туристический маршрут по Нижнему Новгороду нужно обладать обширными знаниями. Как вариант можно обратиться в местные организации инвалидов и воспользоваться их опытом проведения инклюзивных экскурсий. К примеру, Нижегородский областной центр реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» регулярно проводит экскурсии по Нижнему Новгороду для слабовидящих туристов. А Нижегородская региональная общественная организация культурной, социально-трудовой реабилитации инвалидов опорников и колясочников «Инватур» помогает с выбором гида и тотально слепым туристам, и инвалидам-колясочникам.



Без подсказок сориентироваться с доступностью Нижнего Новгорода не просто. В начале сентября в Нижний Новгород из Москвы приезжал Максим на мощной коляске весом 140 килограмм и стоимостью около полумиллиона рублей. Электропривод, два электромотора по 600 Вт, по одному на каждое колесо, 2 ёмких 65 А/ч аккумулятора для длительных поездок. Скорость до 15 км/ч, колёсная база шириной 69 см с дорожным просветом 12 см, преодолеваемый угол до 25 градусов.

Что могло помешать насладиться прогулкой по Нижнему Новгороду?
Максим пробил колесо своей коляски на первых же километрах по Нижегородской земле. Тут вам не Москва, где тротуары и дороги моют с моющими средствами. У нас стекло, саморезы и прочий строительный мусор разве что с центральных улиц сметают, а с остальных обычно смывает осенним дождём да весенним паводком.
Сразу на ум приходит анекдот про поручика Ржевского:
- Эх! Красота-то какая!
- Мать-мать-мать, привычно откликнулось эхо.
Дорогая инвалидная коляска - не велосипед, в спортивном магазине запасную покрышку с камерой не купишь. Т.е. стой где встал и любуйся Нижним Новгородом.
Звонки в местные организации инвалидов с просьбой о помощи не помогли. Пришлось в интернете искать услугу «помощь на дороге». Приехал мастер, снял колесо, отвёз в шиномонтаж, привёз, поставил.
Не имей сто НКО, а имей сто рублей? Соберётесь в Нижний Новгород – запасайтесь запчастями, деньгами, телефонными номерами организаций, пувербанком с фонариком и интернет-трафиком. Пригодится!
На следующий день на своём вездеходе Максим проехал от метро «Двигатель Революции» по проспекту Ленина до площади Ленина и через Канавинский мост в верхнюю (историческую) часть города. По его словам, сложнее всего с доступностью на Благовещенской площади и в районе Московского вокзала, притом, что сам ж/д вокзал полностью доступен.
Когда Максим уже уехал из Нижнего Новгорода я спросил:
- Какие советы ты бы дал инвалидам-колясочникам, планирующим поездку в Нижний Новгород?
- Не покидать центр, или если только на спецмашине. Только центр, там держится забота о туристах. Нино оставил впечатление города, где все хорошее сделали лет 15 назад и город бросили.
Я не вполне согласен с последним утверждением Максима. А вы? Есть что возразить Максиму? Можете сравнить доступность города до чемпионата мира по футболу и сегодня? Как изменился Нижний Новгород? Чем можно похвалиться, а каких ошибок можно было бы избежать при реконструкции улиц и скверов? Расскажите о вашем опыте прогулок по Нижнему Новгороду! Пишите нам на адрес редакции или оставляйте комментарии на страницах газеты в соц сетях vk.com и ok.ru. Мы процитируем самые интересные ваши комментарии. И фото – делитесь вашими фото и видео!
В следующих номерах газеты мы процитируем более оптимистичные впечатления маломобильных туристов, побывавших в Нижнем Новгороде этим летом, их рекомендациями о доступных отелях и общепите, поделимся советами по выбору маршрутов в зависимости от времени года и времени суток.
Подписывайтесь на нашу газету и оставайтесь в курсе событий! Газету можно выписать через сайт Почты России с доставкой на дом. Подписной индекс ПР710
PS Для справки: Термины и определения, официально используемые в России согласно
ГОСТ 32613-2014 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ Туристские услуги. УСЛУГИ ТУРИЗМА ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ. Общие требования.
4.3 В зависимости от физического состояния туристов с ограниченными физическими возможностями потребителей туристского продукта подразделяют на категории:
- туристы 1-й категории: туристы с ограниченными физическими возможностями передвижения (инвалиды-колясочники и т.п.);
- туристы 2-й категории: туристы с ограниченными возможностями восприятия окружающего мира, с нарушениями зрения и слуха;
- туристы 3-й категории: туристы-инвалиды по общему заболеванию и по другим видам заболеваний, не включенным в 1-ю и 2-ю категории.. С уважением, турист 3-й категории, Андрей Анисимов. |